Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Александровой М.А. и Черемных Н.К.,
при секретаре Деревцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксёновой Т.Г. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад N 24 Усть-Кутского муниципального образования о взыскании заработной платы,
по апелляционной жалобе ответчика МДОУ ЦРР д/с N 24 УКМО на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 17 марта 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска Аксёнова Т.Г. указала, что работает младшим воспитателем в МДОУ ЦРР д/с N 24 УКМО. Размер ее заработной платы с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, меньше минимального размера оплаты труда. Истец полагает, что работодатель неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда.
Истец просила суд взыскать с ответчика в ее пользу недоначисленную заработную плату за Дата изъята года - (данные изъяты) руб.
В суде Аксёнова Т.Г. не присутствовала.
Представитель ответчика Мамуркова Е.С. в судебном заседании иск не признала.
Обжалуемым решением иск Аксёновой Т.Г. удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что заработная плата истцу выплачивалась в полном объеме согласно постановлению администрации Усть-Кутского МО от 27 января 2012 года N 59-п, которое для ответчика носит обязательный характер.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в размере 5 965 руб. в месяц.
МДОУ ЦРР д/с N 24 УКМО находится в г.Усть-Кут Усть-Кутского района Иркутской области, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, для Усть-Кутского района составляет 1,7, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 50%.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Аксёнова Т.Г. в спорный период состояла и состоит в настоящее время в трудовых отношениях с МДОУ ЦРР д/с N 24 УКМО в должности (данные изъяты) с окладом - (данные изъяты) руб., кроме оклада по должности ей установлена надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%) и районный коэффициент (70%).
Исходя из минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2015 года, ежемесячная заработная плата Аксёновой Т.Г., работающей на 1 ставку, должна быть не менее 13 123 руб.
Между тем, в Дата изъята года истцу начислена и выплачена заработная плата - (данные изъяты) руб.
Согласно расчету, произведенному судом, общая сумма заработной платы, недоначисленной истцу за Дата изъята года, составляет (данные изъяты) руб.
Судебная коллегия с расчетом суда соглашается, так как он является арифметически верным, соответствует условиям трудового договора, заключенного между Аксёновой Т.Г. и МДОУ ЦРР д/с N 24 УКМО.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что начисление заработной платы производилось Аксёновой Т.Г. неправомерно в части исчисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны быть начислены на заработную плату, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании с ответчика в ее пользу недоначисленной заработной платы за Дата изъята года в сумме (данные изъяты) руб.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и не опровергают выводов суда. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 17 марта 2016 года по гражданскому делу по иску Аксёновой Т.Г. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад N 24 Усть-Кутского муниципального образования о взыскании заработной платы оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи М.А. Александрова
Н.К. Черемных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.