... Верховный Суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа 03 июня 2016 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.
при секретаре Багиеве Р.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим отдельных положений решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 г. N39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан",
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 г. N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены:
Правила размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила размещения наружной рекламы);
Правила согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
Положение о проведении торгов на право заключения договора на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Названное решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан официально опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", выпуск от 19.07.2011 г. N 137 (11785).
Решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.07.2012 N 6/20, от 25.09.2013 N 22/21, от 24.12.2015 N 54/13 в вышеуказанное решение внесены изменения.
Заместитель прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим отдельных положений решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 г. N39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В обоснование требований заявителем указано на то, что отдельные положения нормативного правового акта содержат положения, противоречащие федеральному законодательству, нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц, содержат не предусмотренные федеральным законом требования.
Руководствуясь статьями 39, 46, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заместитель прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц просил признать:
пункты 1.5, 2.8, 2.9.4, 2.9.5, раздел 3, пункты 4.1, 5.1.5, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.7, 5.3.8, 5.3.10, 5.3.11, абзац 1 пункта 5.4.1, подпункт 2 пункта 5.4.1, пункты 6.2, 8.5.1, 8.5.2, 8.5.3, 8.5.4, 8.5.5, 8.5.7, 8.6, 8.6.1, 8.6.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан",
пункты 1.1, 3.1 формы договора о размещении социальной рекламы по заказу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденной приложением N 3 к Порядку оформления и форме паспорта рекламного места,
форму акта ввода в эксплуатацию средства наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную приложением N 3 к Правилам размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5,
пункт 2.1.3 типового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного приложением N 2 к Правилам размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5,
Правила о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, в части определения порядка согласования, размещения и регистрации вывесок, а также абзацы 3, 4 пункта 3.2, абзац 3 пункта 3.7, абзацы 4, 5 пункта 4.1 данных Правил,
пункты 6.1, 9.4 Положения о проведении торгов на право заключения договора на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, несоответствующими федеральному законодательству и недействующими.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата по ходатайству представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Иванова Б.В. прекращено производство по делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим отдельных положений решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 г. N39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части признания пунктов 1.5, 2.8, 2.9.4, 2.9.5, раздела 3, пунктов 4.1, 5.1.5, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.7, 5.3.8, 5.3.10, 5.3.11, абзаца 1 пункта 5.4.1, подпункта 2 пункта 5.4.1, пунктов 6.2, 8.5.3, 8.5.4, 8.5.5, 8.5.7, 8.6, 8.6.1, 8.6.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан",
пунктов 1.1, 3.1 формы договора о размещении социальной рекламы по заказу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденной приложением N 3 к Порядку оформления и форме паспорта рекламного места,
формы акта ввода в эксплуатацию средства наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную приложением N 3 к Правилам размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5,
пункта 2.1.3 типового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного приложением N 2 к Правилам размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5,
пункта 6.1 Положения о проведении торгов на право заключения договора на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, несоответствующими федеральному законодательству и недействующими.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата прекращено производство по делу в части признания раздела 3 "Средства наружной рекламы" Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", в части установления типов и видов средств наружной рекламы, пункта 9.4 Положения о проведении торгов на право заключения договора на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N39/5, несоответствующими федеральному законодательству и недействующими, в связи с отказом представителя прокуратуры Республики Башкортостан - Вильдановой Г.А. от части исковых требований.
В судебном заседании дата представитель прокурора Республики Башкортостан Вильданова Г.А. поддержала административное исковое заявление и с учётом уточнения просила признать, несоответствующими федеральному законодательству и недействующими пункты 8.5.1, 8.5.2, 8.5.4( в части слов "владелец СНР обязан устранить отклонения, указанные в заключении") Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" несоответствующими статье 16 ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзоре) и муниципального контроля, статье 19 ФЗ "О рекламе"; раздел 3 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, а также абзацы 4, 5 пункта 4.1 данных Правил, несоответствующими статьям 1, 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 9 Закона Российской Федерации " О защите прав потребителей", статье 7 ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Пояснила, что в соответствии с пунктом 8.5.1 Правил размещения наружной рекламы решение о необходимости обследования конструкции СНР, находящихся в эксплуатации, принимает администрация городского округа.
Вместе с тем согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится лишь утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа.
Кроме того, федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", такой вид муниципального контроля как контроль за СНР не предусмотрен.
В связи с изложенным, пункты 8.5.1, 8.5.2, 8.5.4 Правил размещения наружной рекламы противоречат пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статье 19 ФЗ " О рекламе".
Правилами о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила согласования) установлены единые для городского округа город Уфа порядок и требования к проектированию средств информационного оформления, определению и согласованию мест их размещения, размещению (установка, монтаж, нанесение), регистрации средств информационного оформления, а также порядок контроля за соблюдением этих требований.
Вместе с тем правоотношения, связанные с установкой вывесок, регулируются статьей 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в силу статьи 9 которого изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Законодательство о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации.
Аналогичная позиция изложена в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 3 (Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе).
Учитывая, что указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске вышеназванным Законом Российской Федерации, независимо от манеры ее исполнения, а также то, что действующим федеральным законодательством не предусмотрены согласование и регистрация вывесок юридических и физических лиц, оформление свидетельства на право размещения вывески, данные Правила согласования в части определения порядка согласования, размещения и регистрации вывесок подлежат отмене.
Кроме того, абзацами 3, 4 пункта 3.2 Правил согласования установлено представление заявителем копии свидетельства о государственной регистрации заявителя, постановке на налоговый учет, копий документов, удостоверяющих право собственности или аренды на помещение, иного права на использование помещения.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов; заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
По аналогичному основанию противоречат федеральному законодательству абзацы 4, 5 пункта 4.1 Правил согласования.
Представитель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Иванов Б.В. возражал против удовлетворения требований, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований.
Пояснил, что согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения этого Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Пункты 8.5.1, 8.5.2 Правил размещения наружной рекламы оспариваемого решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан не предполагают под собой взаимодействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в силу чего, оспариваемые заявителем положения не могут быть проверены на соответствие Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Аналогичные выводы сделаны в Решении Арбитражного суда Ульяновской области( дело N А72-16058/2014 от 11 июня 2015 года )
Правила о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан приняты в соответствии с федеральным законодательством. К вопросам местного значения отнесены вопросы к внешнему виду зданий и сооружений. Это компетенция органов местного самоуправления в разрезе утверждаемых территорий благоустройства городского округа. В соответствии со 131-ФЗ размещение вывесок является исключительной компетенции органов местного самоуправления. При установлении порядка вывесок город выглядит опрятно, архитектурный ансамбль не нарушается, город развивается в едином архитектурном стиле. Данные положения утверждены во многих городах России: Москве, Рязани и т.д.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в суде в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии со статьей 18 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета 15 декабря 2005 года N 3/6 (в редакции решений Совета от 4 июля 2012 года N 6/3, от 21 ноября 2012 года N 11/2 и от 20 марта 2013 года N 15/4, от 18 июня 2014 года N 33/2, от 28 января 2015 года N 41/2) Совет является представительным органом городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует, что принятие нормативных правовых актов отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решение Совета от 13 июля 2011 года N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее по тексту Решение) опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 19 июля 2011 года N 137(11785).
Из материалов дела следует, что в Решение вносились 3 изменения, а именно, решением Совета от 4 июля 2012 года N 6/20, опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 11 июля 2012 года N 131-132(12029-12030), решением Совета от 25 сентября 2013 года N 22/21, опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 27 сентября 2013 года N 185(12333), решением от 24 декабря 2015 года N 54/13, опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 29 декабря 2015 года N 248-249(12896-12897), решением от 31 мая 2016 года N 63/15.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с абзацем восемнадцатым части 1 статьи 2 Закона N131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) определено как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена действующим законодательством (ст. 1474 ГК РФ, ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
При этом нормы, регламентирующие параметры данных вывесок; порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях; состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части), федеральное законодательство не содержит.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса.Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по согласованию и регистрации каждой вывески, согласование эскиза вывески в уполномоченном подразделении Администрации ГО г. Уфа, предоставления комплекта документов, а также возможности рассмотрения заявления в течение не более 30 дней, отказа в согласовании размещения вывески, установления срока действия свидетельства в 1 год, продления срока действия свидетельства с обязанностью предоставления пакета документов, а также возможность отказать в продлении срока действия свидетельства может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемые прокурором положения Правил устанавливают для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнительные требования, что согласно приведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, суд полагает, что данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства.
Положения действующего законодательства, устанавливающие для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность размещать вывески с информацией о наименовании хозяйствующего субъекта, режиме работы распространяются на всей территории Российской Федерации, а поэтому порядок исполнения требований закона в этой части также должен быть единым на всей территории Российской Федерации.
Правилами о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан установлены единые для городского округа город Уфа порядок и требования к проектированию средств информационного оформления, определению и согласованию мест их размещения, размещению (установка, монтаж, нанесение), регистрации средств информационного оформления, а также порядок контроля за соблюдением этих требований.
Общественные отношения в сфере благоустройства на федеральном уровне регулируются пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613 (ред. от 17.03.2014) утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, согласно которым благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
Нормируемый комплекс элементов благоустройства - необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования безопасной, удобной и привлекательной среды.
Нормируемый комплекс элементов благоустройства устанавливается в составе местных норм и правил благоустройства территории органом местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, приняв нормативный правовой акт, устанавливающий понятия "вывеска", "информационная табличка" для вышеназванных целей, вышел за пределы своих полномочий.
Кроме того, понятия "вывеска", "информационная табличка", используемые в толковых словарях русского языка, означают - доска с надписью, рисунком, обозначающими наименование предприятия, режим работы.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" вывески с информацией о наименовании лица, режиме его работы не относятся к рекламе, а поэтому для их размещения не требуется согласования с органами местного самоуправления (ст. ст. 2, 3 Закона).
Не представляется возможным согласиться с утверждением представителей Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что, регулируя вопросы о внешнем виде вывесок, Совет реализует полномочия органов местного самоуправления по сохранению архитектурного облика города и считает вывеску элементом фасада здания.
Действительно, Правилами благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета от 02 июля 2009 года N 17/7 (далее - Правила благоустройства), установлены правила содержания фасадов зданий и информационного оформления городских территорий.
В соответствии с п. 2.40 Правил благоустройства фасад - наружная лицевая сторона здания. Основной фасад здания имеет наибольшую зону видимости с городских территорий, как правило, ориентирован на восприятие со стороны магистральных и/или иного значения улиц, либо визуальных осей.
В п.2.1 Правил благоустройства определено, что благоустройство территории - комплекс работ, направленных на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния территории в целом. Благоустройство осуществляется в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального использования по назначению, созданию здоровых, удобных и комфортных условий жизни населения и включает в себя работы и мероприятия по:
- инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружение водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.;
- улучшению микроклимата, созданию комфортной среды проживания, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, санитарной очистке территорий, снижению шума и др.
Суд, проанализировав раздел 3 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, приходит к выводу, что вопросы согласования, регистрации, согласования эскизов, отказа в согласовании размещения вывесок, установление срока действия свидетельства на право размещения вывески, продление срока действия свидетельства на право размещения вывески, возможность отказа в продлении срока действия свидетельства ни федеральным законодательством, ни Правилами благоустройства не предусмотрены.
По мнению суда, установленные в разделе 3 положения, приняты с превышением полномочий органа, не могут быть расценены как направленные на поддержание единого архитектурного облика города, понятие "вывеска" не является идентичным понятию "фасад".
При этом следует обратить внимание на то, что федеральный законодатель, не устанавливает объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения.
По смыслу Федерального закона от 17.11.1995 года N 169-ФЗ " Об архитектурной деятельности в Российской Федерации "внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта(форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект)".
Суду не представлены доказательства административным ответчиком того, что размещение вывесок относится к внешнему архитектурному облику и что размещение на территории г. Уфы вывесок без соблюдения требований, изложенных в разделе 3 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, в настоящее время или в дальнейшем каким-либо образом нарушит архитектурный облик города, либо сложившуюся окружающую застройку и городскую панораму.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, установив для хозяйствующих субъектов ограничения к размещению вывесок и информационных табличек путем введения соответствующих требований по их размещению и содержанию, допустил нарушения статей 8, 34, 71 Конституции Российской Федерации, статей 3, 1474, 1538, 1539 ГК РФ, устанавливающих запрет на воспрепятствование в использовании хозяйствующим субъектом своего наименования, а также на неправомерное ограничение предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заместитель прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц просил признать пункты 8.5.1, 8.5.2, 8.5.4 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан противоречащими федеральному законодательству.
Из содержания п. 8.5.1 вышеуказанных Правил следует, что решение о необходимости обследования конструкции СНР, находящихся в эксплуатации, принимает Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В пункте 8.5.2 определено, что обследование включает осмотр состояния и степень повреждения конструкции вследствие механических, температурных, коррозионных и других воздействий.
По результатам проведенного обследования при наличии отклонений составляется заключение, утверждаемое Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, содержащее краткое описание отклонений и выводы о необходимости проведения контрольного расчета несущей способности конструкции.
Кроме того, судом установлено и следует из оспариваемых Правил, в соответствии с пунктом 8.5.4 Правил владелец СНР обязан устранять отклонения, указанные в заключении, содержать рекламную конструкцию в надлежащем состоянии.
Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, устанавливая обязательства в устранении отклонений, выдачу решений о необходимости обследования конструкции СНР, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации.
Доводы представителя Совета об отсутствии нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признаков муниципального контроля, санкций на нарушение обязанности устранить допущенное нарушение, не могут быть признаны судом убедительными в связи с указанием в оспариваемых пунктах на возможность осуществления обследования конструкции, составления заключения, возложения обязанности на владельца СНР по устранению отклонений, указанных в заключении, что не предусмотрено вышеприведенным нормативным регулированием, предусматривающим, что к вопросам местного значения городского округа относится лишь утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа.
Не представляется возможным согласиться с доводом представителя Совета и в части того, что указанная процедура является подготовительным этапом и направлена на сбор доказательств для обращения в суд, поскольку при системном толковании взаимосвязанных пунктов 8.5.1-8.5.4 следует, что в результате обследования наступают иные последствия - обязанность владельца СНР устранить отклонения, указанные в заключении.
Нельзя признать убедительной и позицию представителя Совета, что данные мероприятия направлены на обеспечение безопасности и сохранения надлежащего архитектурного облика города в силу того обстоятельства, что ответственность за надлежащее содержание рекламной конструкции, включая безопасность конструкции, эстетический вид, возложена на владельца рекламной конструкции.
В части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержится исчерпывающий перечень полномочий, отнесенных к вопросам местного значения городского округа, к которым принятие решений о необходимости обследования конструкций СНР, обследование и выдача заключений не отнесены.
Оценивая позицию представителя прокуратуры Республики Башкортостан о проведении муниципального контроля при принятии решений о необходимости обследования конструкций СНР, обследовании ёё и выдачи заключений, суд находит её обоснованной.
Довод представителей Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что пункты 8.5.1, 8.5.2 не содержат положений и норм, которые могут быть расценены как муниципальный контроль, поскольку обследование конструкций производится в отсутствие представителя СНР, суд признает неубедительным.
По определению, муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения (п.4 ст.2 Федеральный закон от 26.12.2008 N294-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Из анализа понятия "муниципального контроля" не следует, что он должен осуществляться с участием проверяемого и именно это обстоятельство определяет его отнесение к муниципальному контролю. Критериями определения данного вида контроля является - проверка в соответствии с федеральным законодательством соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Суд находит обоснованной позицию заместителя прокурора Республики Башкортостан о том, что отдельные положения раздела 3 "Порядок согласования и регистрации вывесок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, абзацы 4, 5 пункта 4.1 данных Правил в системной связи противоречит Федеральному закону N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Действительно, абзацами 3, 4 пункта 3.2 Правил согласования указано на необходимость представления заявителем копии свидетельства о государственной регистрации, постановке на налоговый учет, копий документов, удостоверяющих право собственности или аренды на помещение, иного права на использование помещения; абзацами 4, 5 пункта 4.1 данных Правил предусмотрено предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копии свидетельства о государственной регистрации заявителя, о постановке на налоговый учет, учредительных документов юридического лица, копии паспорта, выкопировки земельного участка в масштабе 1:500.
В ходе рассмотрения дела со слов представителя Совета было установлено, что необходимость предоставления вышеперечисленных документов связана с проверкой обоснованности обращения заявителя с заявлением о размещении вывески либо информационного указателя. Указал он также на то обстоятельство, что ими были подготовлены соответствующие изменения в оспариваемые пункты, но они не были согласованы в прокуратуре г. Уфы.
Однако суду не были представлены убедительные доказательства, подтверждающие необходимость такой проверки, а также невозможность проверки интересующей информации о юридическим лице либо индивидуальном предпринимателе, праве на помещение, земельный участок, постановке на налоговый учёт, из иных доступных источников, а также недостаточности информации при её получении из общедоступных источников либо в результате межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с Федеральным законом N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" необходимая информация (такая как: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о постановке на налоговый учет юридического лица, правах на земельный участок-собственность, аренда, и т. д.) могут быть представлены по межведомственному информационному взаимодействию, осуществляемому в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами (п.9 ст. 2), и возложение обязанности по предоставлению перечисленных в разделе 3, а также в абзацах 4, 5 пункта 4.1 Правил согласования документов противоречит положениям федерального законодательства и налагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотренные федеральным законодательством обязанности.
Суд также приходит к выводу, что рассмотрение заявления в части признания недействующим и несоответствующим федеральному законодательству пункта 8.5.4 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 г. N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" не представляется возможным в связи с тем, что определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата производство в этой части требований прекращено, в связи с чем требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В связи с тем, что судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся на территории городского округа г. Уфа, то он подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах суд считает, что пункты 8.5.1, 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 г. N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", раздел 3 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, а также абзацы 4, 5 пункта 4.1 данных Правил, не соответствуют федеральному законодательству, что влечет удовлетворение заявления заместителя Прокурора Республики Башкортостан в этой части.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление заместителя прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу и несоответствующими федеральному законодательству пункты 8.5.1, 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 г. N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и несоответствующим федеральному законодательству раздел 3 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, абзацы 4, 5 пункта 4.1 данных Правил.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.