Томский областной суд в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.,
с участием прокурора Чмиря Н.А., представителя административного истца Шарковского С.Н., представителей Департамента архитектуры и строительства Томской области Меркуловой Е.Н., Мальцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-83/2016 по административному исковому заявлению Стригиной М. И. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании недействующим абзаца 5 пункта 14.2 Порядка формирования и ведения реестра многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан, в отношении которых строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство либо строительство которых приостановлено на срок более шести месяцев, утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 февраля 2012 г. N 4-п,
установил:
приказом Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области от 3 февраля 2012 г. N 4-п утвержден Порядок формирования и ведения реестра многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан, в отношении которых строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство либо строительство которых приостановлено на срок более шести месяцев (далее - Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов) (т. 1, л.д. 155-162). Данный приказ действует в редакции приказов Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 апреля 2013 г. N 10-п, от 2 декабря 2013 г. N 45-п, от 15 декабря 2014 г. N 28-п, от 3 июля 2015 г. N 17-п, от 26 октября 2015 г. N 26-п, от 11 мая 2016 г. N 19-п (т. 2, л.д. 26-32).
В пункте 14.2 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов перечислены случаи, когда граждане не включаются в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, а в случае включения ранее подлежат исключению.
Приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 15 декабря 2015 г. N 28-п (в редакции приказа от 26 октября 2015 г. N 26-п) в пункт 14.2 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов внесены изменения, он дополнен абзацем пятым, в соответствии с которым в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, не включаются, а в случае включения ранее подлежат исключению, граждане, предоставившие документы, установленные пунктом 14.1, после 31 декабря 2014 г. (т. 1, л.д. 46, 49).
Стригина М.И. обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании данного нормативного положения недействующим со дня его принятия.
В обоснование требований, с учетом дополнений, ссылалась на то, что на основании решения межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства на территории Томской области, информация о котором содержалась в ответе от 22 декабря 2015 г., ей было отказано во включении в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта по строительному адресу: /__/, на основании абзаца 5 пункта 14.2 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов в связи с подачей заявления после 31 декабря 2014 г.
Полагала, что ограничение срока подачи заявлений гражданами-участниками долевого строительства, имеющими права на включение в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, нарушает принцип равенства граждан перед законом, противоречит частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о долевом строительстве); приложениям N 1 и N 2 к приказу N 403 от 20 сентября 2013 г. Министерства регионального развития "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", а также статье 1, части 1 статьи 3, частям 1, 2, 3 статьи 5, статье 5-1, частям 1, 2 статьи 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-0З "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области", поскольку правоотношения, которые регулируются данными правовыми нормами, являются длящимися и не ограничены каким-либо сроком.
По мнению административного истца, оспариваемая норма фактически прекращает действие статьи 5-1 Закона Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-ОЗ "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области", предусматривающей обязанность уполномоченного органа организовать учет многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в строительство которых привлечены денежные средства граждан, но строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или приостановлено на срок более шести месяцев (далее - реестр проблемных объектов), формировать и вести реестр проблемных объектов, составной частью которого является список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта.
Нарушение своих прав также мотивировала тем, что на заседании рабочей группы областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области 19 декабря 2014 г. принято решение о том, что восстановление прав граждан-участников строительства проблемных объектов, в том числе, по адресу: /__/, осуществляет /__/ путем предоставления квартир в строящемся многоквартирном доме по адресу: /__/, а также установлены размеры доплат для граждан-участников строительства, чьи денежные средства привлечены на строительство проблемных объектов.
29 февраля 2016 г. она обратилась в /__/ с
заявлением о заключении договора долевого участия в строительстве жилого дома по адресу: /__/, на условиях соинвестиционного взноса в размере /__/ рублей за один кв.м.
Из ответа /__/ от 29 марта 2016 г. следует, что для заключения договора долевого участия на условиях данного соинвестиционного взноса ей необходимо предоставить выписку из реестра многоквартирных домов о включении её в реестр - список граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства проблемных объектов.
В связи с чем полагала, что оспариваемым положением нарушены её права не только на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также право на заключение с /__/ договора долевого участия в строительстве жилого дома по адресу: /__/, на условиях соинвестиционного взноса в размере /__/ рублей за один кв.м, на получение государственной поддержки в виде софинансирования строительства квартиры для неё из средств областного бюджета (т.1, л.д. 25-28, 121-122, 152, т. 2, л.д. 20-21).
В судебном заседании представитель административного истца Шарковский С.Н. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители Департамента архитектуры и строительства Томской области Меркулова Е.Н., Мальцева А.В. считали административный иск не подлежащим удовлетворению. В письменных возражениях и судебном заседании указали, что приказ об утверждении Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов, в том числе и оспариваемое положение, которым установлены ограничения по сроку подачи заявлений физическими лицами на включение в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, принят в рамках компетенции исполнительного органа государственной власти Томской области в соответствии со статьей 5-1 Закона Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-ОЗ в целях регулирования отношений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области. Оспариваемое положение не противоречит нормам федерального законодательства, на которые ссылается административный истец, поскольку они регулируют различные правоотношения. Реестр проблемных объектов, который ведется на основании приказа N 4-п от 3 февраля 2012 г., является документом, в котором отражены, в том числе граждане, имеющие право на получение жилого помещения в многоквартирном доме, софинансирование на строительство которого выделяется из бюджета. По состоянию на декабрь 2014 года по каждому проблемному объекту был определен механизм завершения строительства, а также все граждане, имеющие право на защиту своих интересов. В связи с тем, что дома достраиваются за счет бюджетных средств, принято решение о завершении софинансирования данных мероприятий, а предоставленный срок до 31 декабря 2014 г. является достаточным для реализации гражданами своих прав на включение в реестр и заключение соответствующих договоров. Полагали, что оспариваемое положение не затрагивает прав Стригиной М.И., поскольку у нее имеется иной способ защиты своего права как кредитора ООО "СУ-13" в рамках дела о банкротстве строительной организации (т. 1, л.д. 40-45, 128, 153-154).
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Стригиной М.И., извещенной о времени и месте рассмотрения дела и представившей заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя (т.1, л.д. 34).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, проверив оспариваемое нормативное положение на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
На основании подпункта 42.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченным органом), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2 той же статьи).
Федеральным законом N 214-ФЗ в части 4 статьи 23 определено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона N 214-ФЗ Министерством регионального развития Российской Федерации издан приказ от 20 сентября 2013 г. N 403 (далее - Приказ N 403), в приложении N 1 которого определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. В приложении N 2 к Приказу N 403 установлены Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
С учетом полномочий, предусмотренных вышеназванными правовыми предписаниями, законодателем Томской области принят Закон Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-ОЗ "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области" (далее - Закон Томской области N 58-ОЗ), который регулирует отношения, связанные с защитой прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области (статья 1) (т. 1, л.д. 50-52).
Полномочия органа исполнительной власти Томской области, осуществляющего на территории Томской области государственный контроль (надзор) в области долевого строительства (далее - уполномоченный орган), в силу части 1 статьи 3 Закона Томской области N 58-ОЗ определяются в соответствии с Федеральным законом.
В статье 5-1 Закона Томской области N 58-ОЗ закреплено, что уполномоченный орган организует учет многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в строительство которых привлечены денежные средства граждан, но строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или приостановлено на срок более шести месяцев (далее - реестр проблемных объектов). Реестр проблемных объектов формируется и ведется для объединения всей имеющейся информации по проблемным объектам на соответствующей территории. Порядок формирования и ведения реестра многоквартирных домов устанавливается уполномоченным органом (т. 1, л.д. 51).
Система органов государственной власти области устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 74 Устава (Основного закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы N 136 от 26 июля 1995 г., систему исполнительных органов государственной власти Томской области образуют Администрация Томской области и иные исполнительные органы государственной власти Томской области, не входящие в состав Администрации Томской области (т. 1, л.д. 80-117).
В силу статьи 1 Закона Томской области от 19 июня 2012 г. N 88-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Томской области, структуре и порядке формирования Администрации Томской области" систему исполнительных органов государственной власти Томской области составляют: 1) высший исполнительный орган государственной власти Томской области - Администрация Томской области; 2) исполнительные органы государственной власти Томской области, образованные в форме департаментов, комитетов, управлений, инспекций и представительств, осуществляющие общее, отраслевое или межотраслевое управление в установленных сферах деятельности в целях реализации полномочий, отнесенных к их ведению.
На момент принятия оспариваемого приказа на территории Томской области полномочиями по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в силу Положения, утверждённого постановлением Губернатора Томской области от 28 января 2011 г. N 5, был наделён Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, являющийся исполнительным органом государственной власти Томской области (т. 1, л.д. 53-57).
На основании постановления Губернатора Томской области от 30 августа 2012 г. N 94 "О структуре исполнительных органов государственной власти Томской области и составе Администрации Томской области" Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области переименован в Департамент архитектуры и строительства Томской области (т. 2, л.д. 41-42).
В соответствии с подпунктом 35 пункта 9 Положения Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области реализует полномочия, указанные в Законе Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-ОЗ "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области", для выполнения которых имеет право издавать приказы и распоряжения в сфере своей деятельности (подпункт 1 пункта 10).
Аналогичными полномочиями наделен Департамент архитектуры и строительства Томской области (подпункт 18 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12 марта 2013 г. N 26) (т. 1, л.д. 129-133).
Статьей 80 Устава (Основного Закона) Томской области установлено, что правовыми актами исполнительных органов государственной власти области, не входящих в состав Администрации Томской области, являются приказы и распоряжения (пункт 3), при этом нормативные правовые акты принимаются в форме приказов (пункт 4) (т. 1, л.д. 76-117). Данное положение содержится также в пункте 2 статьи 8 Закона Томской области "О нормативных правовых актах Томской области" от 7 марта 2002 г. N 9-ОЗ (т. 1, л.д. 62-75).
Из содержания пунктов 11 и 12 Положений о Департаменте архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области и Департаменте архитектуры и строительства Томской области следует, что приказы, распоряжения от имени органа подписывает начальник Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Томской области (т. 1., л.д. 53-57, 129-133).
Статьями 5 и 6 Закона Томской области N 19-ОЗ от 12 мая 2000 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты Томской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования. Официальным опубликованием нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Томской области считается первая публикация их полного текста в учрежденных ими печатных средствах массовой информации, в периодических печатных изданиях в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), предусматривающими официальное опубликование нормативных правовых актов, и (или) первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (www.tomsk.gov.ru) (т. 1, л.д. 76-79).
Стригиной М.И. оспаривается абзац 5 пункта 14.2 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов, утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 февраля 2012 г. N 4-п. Оспариваемое нормативное положение введено приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 15 декабря 2014 г. N 28-п и действует в настоящее время в редакции приказа от 26 декабря 2015 N 26-п (т.1, л.д. 46, 49).
Приказы подписаны начальником Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области и Департамента архитектуры и строительства Томской области, назначенным на должность распоряжением от 22 мая 2012 г. N 155-р-к (т. 1, л.д. 134).
Приказ от 3 февраля 2012 г. N 4-п опубликован 10 февраля 2012 г. в областной газете "Красное знамя", N 18 (т. 2, л.д. 171-172). Приказы от 15 декабря 2014 г. N 28-п и от 26 декабря 2015 N 26-п опубликованы 22 декабря 2014 г. и 27 октября 2015 г. на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" http://www.tomsk.gov.ru. (т. 1, л.д. 47-49). Ознакомление с данными актами является бесплатным и общедоступным для любого заинтересованного лица. В названных Приказах указано, что они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
При изложенных данных приказ от 3 февраля 2012 г. N 4-п, о признании которого недействующим в части заявлено административным истцом, является нормативным правовым актом Томской области, принятым в пределах компетенции и полномочий Департамента архитектуры и строительства Томской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
Как следует из наименования и содержания оспариваемого нормативного правового акта, предмет его регулирования составляет целевую направленность, приказ от 3 февраля 2012 г. N 4-п принят в соответствии со статьей 5-1 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ, регламентирует вопросы формирования и ведения реестра многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан, строительство которых не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство либо строительство которых приостановлено на срок более шести месяцев (далее - реестр проблемных объектов) (пункт 1 Порядка).
При этом в силу пункта 3 названного Порядка целями формирования и ведения реестра проблемных объектов является формирование единой информационной системы учета сведений о строящихся проблемных объектах на территории Томской области.
Ведение реестра проблемных объектов обеспечивает: получение информации о ходе строительства многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства; выявление нарушений прав граждан - участников долевого строительства; эффективный контроль за деятельностью застройщиков, в том числе незамедлительное направление предписаний об устранении нарушений законодательства при привлечении денежных средств граждан - участников долевого строительства, а также привлечение виновных лиц к ответственности (пункт 4 Порядка). Формирование и ведение Реестра проблемных объектов осуществляет комитет контроля и надзора в области долевого строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области (пункт 5 Порядка).
Реестр проблемных объектов в силу пункта 15 Порядка формирования и ведения реестра проблемных состоит из перечисленных в данном пункте разделов.
Приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 2 декабря 2013 г. N 45-п Реестр проблемных объектов был дополнен еще одним разделом, в который включается список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, с указанием личных данных (фамилия, имя, отчество), реквизитов договора, заключенного с застройщиком, указанием площади жилого помещения - квартиры (т. 1, л.д. 163-169).
В пункте 14.1 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов закреплен перечень документов, только при наличии которых на основании решения Комиссии о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разделах Реестра проблемных объектов, составляется список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, а в пункте 14.2 перечислены случаи, когда граждане не включаются в названный список, а в случае включения ранее подлежат исключению, к числу которых относится предоставление гражданином документов, установленных пунктом 14.1, после 31 декабря 2014 г. (т. 2, л.д. 30-31).
В силу части 1 статьи 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области" исполнительные органы государственной власти Томской области в пределах своей компетенции осуществляют государственную поддержку граждан - участников долевого строительства и их объединений, в том числе в виде: предоставления субсидий объединениям граждан - участников долевого строительства для подключения (присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, благоустройства, ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, оформления необходимой документации; погашения части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами - участниками долевого строительства на окончание строительства жилых помещений в многоквартирных домах; частичной компенсации гражданам - участникам долевого строительства затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений.
Порядок предоставления государственной поддержки граждан - участников долевого строительства и их объединений определяется Администрацией Томской области (часть 2 названной статьи) (т. 1, л.д. 52).
Во исполнение приведенного положения Администрацией Томской области приняты постановления, которыми утверждены: Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий объединениям граждан для подключения (присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, благоустройства, ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, оформления необходимой документации (постановление от 17 июня 2011 г. N 185а) (т. 1, л.д. 240-247), Порядок осуществления государственной поддержки граждан - участников долевого строительства в виде погашения части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами - участниками долевого строительства на окончание строительства жилых помещений в многоквартирных домах (постановление от 20 января 2012 N 13а) (т. 2, л.д. 1-8), Порядок осуществления государственной поддержки граждан - участников долевого строительства в виде частичной компенсации затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений (постановление от 30 декабря 2011 г. N 447а) (т. 2, л.д. 9-13).
Из содержание приведенных нормативных актов, регулирующих порядок предоставления мер государственной поддержки граждан - участников долевого строительства и их объединений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ, следует, что получение физическим лицом названных мер поддержки не поставлено в зависимость от включения его в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, который ведется в составе реестра проблемных объектов в соответствии приказом от 3 февраля 2012 г. N 4-п.
Вместе с тем перечисленный в части 1 статьи 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ список мер государственной поддержки не является закрытым.
Так, в рамках государственной программы "Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных условий населения Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12 декабря 2014 г. N 490а, принята подпрограмма 3 "Стимулирование развития жилищного строительства в Томской области", одной из задач которой является защита прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов (т. 2, л.д. 43-156). Для выполнения данной задачи предусмотрены мероприятия: в 2015 году - субсидия бюджету муниципального образования "Город Томск" на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат, в том числе из областного бюджета в размере /__/ руб.; в 2016 году - иной межбюджетный трансферт бюджету муниципального образования "Город Томск" на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат, в том числе из областного бюджета в размере /__/ руб. (т. 2, л.д. 47, 62).
В характеристике названной подпрограммы указано, что в целях реализации поручений Президента Российской Федерации для решения проблем граждан, участвующих в долевом строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, для завершения строительства многоквартирных домов, включенных в реестр проблемных объектов, в 2015 году необходимо предусмотреть финансирование из областного бюджета на завершение строительства 7 проблемных объектов в городе Томске. Общая потребность в средствах на решение вопроса с "обманутыми дольщиками" на 1 января 2015 г. составляет /__/ руб. Выделение финансовых средств в размере /__/ руб. из областного бюджета позволило решить вопрос ввода в эксплуатацию 2 проблемных объектов в 2015 году. С 1 января 2016 г. данный вид поддержки предоставляется в виде иных межбюджетных трансфертов на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат в соответствии с Законом Томской области от 28 декабря 2010 г. N 336-ОЗ "О предоставлении межбюджетных трансфертов" в порядке, установленном Администрацией Томской области (т. 1, л.д. 231-239). Выделение финансовых средств в размере /__/ рублей из областного бюджета позволит решить вопрос ввода в эксплуатацию 1 проблемного объекта в 2016 году, однако для окончательного решения вопроса потребуется выделение дополнительного финансирования (т. 2, л.д. 100).
При этом размер субсидии, выделяемой бюджету муниципального образования "Город Томск" на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат, определяется по следующей формуле: S = С1 + ... + Сi, где: S - объем субсидии бюджету муниципального образования "Город Томск" на возмещение затрат юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам; С1 - расчетная стоимость затрат одного юридического лица, выполняющего работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшего на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам; Сi - расчетная стоимость затрат i-го юридического лица, выполняющего работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшего на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам (приложение N 34, утвержденное постановлением Администрации Томской области от 13 мая 2010 г. N 94а "О порядке предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования") (т.1, л.д. 230).
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета (далее - соглашение). Условиями расходования субсидий являются: целевое использование субсидий; своевременное представление отчетов об использовании субсидий (пункт 12 Порядка) (т. 1, л.д. 223).
16 февраля 2015 г. между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и муниципальным образованием "Город Томск", от имени и в интересах которого выступает администрация Города Томска, заключено соответствующее соглашение N 3/1 о предоставлении в 2015 году бюджету муниципального образования "Город Томск" субсидии из областного бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работу по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат.
Согласно предмету данного соглашения названная субсидия в размере /__/ руб. (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 29 мая 2015 г.) предоставляется из областного бюджета и полежит использованию администрацией Города Томска по целевому назначению, определенному в соответствии с пунктом 1.2 соглашения, которым предусмотрено, что субсидия предоставляется администрации Города Томска на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях частичного возмещения затрат, связанных с выполнением работ по завершению строительства многоквартирных домов, на перечисленных условиях, к числу которых относится принятие юридическим лицом на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, включенным в установленном законодательством Томской области порядке в соответствующий раздел "Список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта" реестра проблемных домов (т. 1, л.д. 189-197).
Постановлением администрации Города Томска от 12 марта 2015 г. N 236 в целях урегулирования отношений, связанных с предоставлением субсидий из бюджета муниципального образования "Город Томск", утвержден Порядок предоставления в 2015 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, на частичное возмещение затрат, связанных с выполнением работ по завершению строительства многоквартирных жилых домов, переданных от других застройщиков (т. 1, л.д. 198-216).
В соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 5 названного Порядка субсидии юридическому лицу, соответствующему критериям, предусмотренным пунктом 4, предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных администрации Города Томска решением о бюджете муниципального образования "Город Томск", в размере, не превышающем сметной стоимости завершения строительства жилых помещений в многоквартирном доме, переданном от другого застройщика, за вычетом, в том числе планируемого объема средств, подлежащих сбору с физических лиц, включенных в установленном законодательством порядке в соответствующие разделы реестра объектов, строительство которых осуществляется с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства - списки граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта либо сведения об участии которых в долевом строительстве объектов, включенных в реестр проблемных домов, содержатся в Едином государственном реестре прав, для заключения договоров (соглашений) с которыми юридическим лицом зарезервированы жилые помещения (т. 1, л.д. 200-201).
Объем средств на достройку объекта, подлежащих сбору с физических и юридических лиц, в отношении которых юридическим лицом на день передачи многоквартирного дома от первоначального застройщика юридическому лицу приняты обязательства по передаче жилых помещений, определяется исходя из площади жилых помещений в многоквартирном доме, в отношении которых юридическим лицом приняты обязательства по передаче их физическим и юридическим лицам, и размера доплаты, определенного решениями рабочей группы по решению проблем "обманутых дольщиков" Томской области при областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области (подпункт 3 приведенного пункта) (т. 1, л.д. 200-201).
В целях определения организационных, экономических и других мер, направленных на защиту прав, законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области в соответствии со статьей 4 Закона Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-ОЗ распоряжением Губернатора Томской области от 16 июня 2011 г. N 186-р образована областная межведомственная комиссия по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области, являющаяся постоянно действующим совещательным органом при Губернаторе Томской области (т. 1, л.д. 58-61).
При осуществлении своей деятельности комиссия: рассматривает вопросы, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат; принимает и направляет исполнительным органам государственной власти Томской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области, застройщикам решения, имеющие рекомендательный характер, направленные на устранение недостатков в сфере отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства; рассматривает иные вопросы в соответствии с действующим законодательством (пункт 5 распоряжения Губернатора Томской области от 16 июня 2011 г. N 186-р) (т. 1, л.д. 60-61).
На заседании рабочей группы областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области 19 декабря 2014 г. принято решение, в соответствии с которым восстановление прав граждан - участников строительства "проблемных" объектов, в том числе по адресу: /__/, осуществляет /__/ путем предоставления квартир в строящемся жилом комплексе по /__/ (1 и 2 этап). Восстановление прав обманутых дольщиков, которым не хватило квартир в жилом комплексе по /__/ (1 и 2 этап), осуществляется путем предоставления квартир в многоквартирном доме по адресу: /__/. Также /__/ рекомендованы размеры доплат, взымаемых с граждан-участников строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, при предоставлении квартиры. Так, при предоставлении гражданам-участникам строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов до даты включения объекта в реестр проблемных объектов, рекомендовано установить доплаты: одной квартиры площадью меньшей или равной ранее оплаченной прежнему застройщику - в размере не менее /__/ руб. за кв.м фактически предоставленной площади; одной квартиры площадью большей ранее оплаченной прежнему застройщику доплату установить за ранее оплаченную площадь прежнему застройщику в размере не менее /__/ руб. за кв.м, свыше (до 15 кв.м) в размере не менее объема средств, затраченных на строительство 1 кв.м объекта, в котором предоставляется квартира, за кв.м фактически предоставленной площади, в случае превышения площади свыше 15 кв.м - не менее средней стоимости 1 кв.м общей площади жилых помещений для всех типов квартир на первичном рынке жилья на территории Томской области, определяемой согласно информации Федеральной службы государственной статистики за кв.м фактически предоставленной площади (т. 1, л.д. 140-141).
Также в данном решении предусмотрено, что в случае непринятия участниками строительства решения об установлении доплат, не ниже рекомендованных размеров, размер субсидии на завершение строительства проблемного объекта определяется исходя из доплат граждан-участников строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, установленных данным решением (т. 1, л.д. 140).
Стригина М.И., заключившая 14 августа 2009 г. с ООО "СУ-13" предварительный договор участия в долевом строительстве дома по адресу: /__/ (строительный адрес) (т. 1, л.д. 123), который включен в реестр проблемных объектов с адресом: /__/ (т. 1, л.д. 138-139, т. 2,157-170), что подтверждено в судебном заседании представителями Департамента архитектуры и строительства Томской области, полностью выплатившая долевые взносы в соответствии с данным договором (т. 1, л.д. 124-125), при этом её требование о передаче квартиры по указанному договору определением Арбитражного суда Томской области от 27 октября 2014 г. в рамках дела о признании ООО "СУ-13" несостоятельным (банкротом) включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "СУ-13" (т. 1, л.д. 35-37), обратилась 29 февраля 2015 г. в /__/ с заявлением о заключении с ней договора долевого участия в строительстве жилого дома по адресу: /__/, на условиях соинвестиционного взноса в размере /__/ рублей за один кв.м (т. 1, л.д. 126).
Согласно ответу /__/ от 29 марта 2016 г. для заключения договора долевого участия на условиях данного соинвестиционного взноса заявителю необходимо предоставить выписку из реестра многоквартирных домов о включении в реестр - список граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства проблемных объектов (т. 1, л.д. 127).
Из анализа приведенных нормативных положений и принятых в их исполнение органами власти субъекта решений следует, что лица, включенные в список граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства проблемных объектов, который ведется в составе реестра проблемных объектов на основании приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 февраля 2012 г. N 4-п, имеют права на заключение договора участия в долевом строительстве с новым застройщиком на определенных льготных условиях, т.е. доплата за строительство квартиры ими осуществляется за кв.м площади по цене, значительно ниже рыночной, с учетом денежных средств, предоставленных застройщику в виде субсидии, в том числе из областного бюджета.
Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании представители Департамента архитектуры и строительства Томской области, пояснив, что список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, отражает информацию о физических лицах, имеющих право на заключение договора с новым застройщиком на льготных условиях и получение жилого помещения в многоквартирном доме, софинансирование на строительство которого выделяется из бюджета, указанное также было подтверждено допрошенным в качестве свидетеля директором /__/ Г.
При изложенных данных отказ Стригиной М.И. во включении в реестр проблемных домов на основании абзаца 5 пункта 14.2 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов (т. 1, л.д. 13-16) нарушает ее право на заключение с новым застройщиком договора участия в долевом строительстве дома на условиях соинвестиционного взноса, соответственно, она вправе обратиться в суд в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства с рассматриваемым административным иском.
Доводы представителей административного ответчика о наличии у Стригиной М.И. иного способа защиты своего права как кредитора ООО "СУ-13" в рамках дела о банкротстве строительной организации подлежат отклонению, поскольку наличие только такой возможности не может рассматриваться как препятствие в реализации административным истцом права на получение объекта строительства в натуре, завершение строительства которого осуществляется, в том числе за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субсидии или межбюджетных трансфертов.
Проверяя оспариваемое нормативное положение на соответствие нормам федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не содержит положений, обязывающих субъекты Российской Федерации предоставлять всем гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меры финансовой, социальной и иной поддержки, в связи с чем доводы административного иска о противоречии приказа от 3 февраля 2012 г. N 4-п в оспариваемой части частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ являются несостоятельными.
Критериям отнесения граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и Правилам ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным приказом Министерства регионального развития N 403 от 20 сентября 2013 г., оспариваемое положение также не противоречит, поскольку названные нормативные акты регулируют различные правоотношения. Приказ от 3 февраля 2012 г. N 4-п принят ранее приказа Министерства регионального развития N 403 от 20 сентября 2013 г. и регламентирует формирование и ведение реестра многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан, строительство которых не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство либо строительство которых приостановлено на срок более шести месяцев. Как пояснили представители административного ответчика, Департаментом архитектуры и строительства Томской области ведутся оба реестра - в соответствии с областным приказом от 3 февраля 2012 г. N 4-п, а также приказом Министерства регионального развития N 403 от 20 сентября 2013 г.
Как было указано выше, федеральное законодательство, в частности положения части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, предоставляет право субъекту Российской Федерации своими актами устанавливать свои, дополнительные к федеральным, меры защиты прав отдельных категорий граждан и меры их социальной поддержки. Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категорию граждан, на которую распространяется действие дополнительных мер, что, в свою очередь, не изменяет прав граждан - участников долевого строительства по защите их прав, законных интересов и имущества, предусмотренных Федеральным законом о долевом строительстве.
Однако реализация данного полномочия органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от того, в каком порядке они наделены назваными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", во всех случаях должна осуществляться при неукоснительном соблюдении всех норм и правовых принципов, закрепленных в действующем законодательстве, а также конституционных предписаний.
Оспариваемое административным истцом положение, которое ограничивает возможность включения граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, в соответствующий список, являющийся одним из разделов реестра проблемных объектов, определенным сроком представления документов - 31 декабря 2014, фактически означает, что отдельные граждане, вложившие денежные средства в строительство проблемного объекта, при прочих равных условиях лишены права быть включенными в названный список. При этом никакой процедуры по восстановлению или продлению пропущенного срока на подачу документов Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов не содержит, в связи с чем фактически установлен пресекательный срок, по окончании которого граждане, вложившие денежные средства в строительство многоквартирных домов и пострадавшие от действий недобросовестного застройщика, не подлежат включению в соответствующий список и как следствие лишены права на получение государственной поддержки, в том числе в виде софинансирования строительства квартиры из средств областного бюджета.
Вместе с тем законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающие правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесение произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения.
Указанный правовой подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказываемой им в постановлениях и определениях, в соответствии с которой соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89-О).
Проводя анализ оспариваемого положения во взаимосвязи с приведенными принципами, суд считает, что устанавливая ограничение по сроку подачи документов на включение в один из разделов реестра проблемных объектов орган, принявший акт, действовал не в соответствии с принципами правовой определенности, сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемости законодательной политики. Оспариваемая норма была введена приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 15 декабря 2014 г. N 28-п, опубликованным 22 декабря 2014 г., при этом ограничение по сроку подачи документов установлено - 31 декабря 2014 г., без права восстановления данного срока, что не может быть признано ожидаемым ограничением, поскольку не предоставляет участникам соответствующих правоотношений возможности в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения.
Ссылки представителей Департамента архитектуры и строительства Томской области на то, что срок, в течение которого проводился учет граждан, вложивших денежные средства в строительство проблемного объекта, являлся достаточным для реализации прав всех заинтересованных лиц, не могут быть признаны состоятельными, поскольку соответствующий учет в рамках реестра проблемных объектов начал осуществляться с 23 декабря 2013 г. на основании изменений, внесенных приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 2 декабря 2013 г. N 45-п в приказ от 3 февраля 2012 N 4-п, и был ограничен сроком подачи документов - 31 декабря 2014 г., т.е. осуществлялся в течение одного года, а не четырех лет, на что указывали представители административного ответчика. При этом для реализации права на включение в соответствующий список граждане, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, в соответствии с подпунктом 3 пункта 14.1 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов должны представлять копию вступившего в законную силу решения суда о признании права требования о передаче жилого помещения в проблемном объекте, либо копию вступившего в законную силу решения суда о признании денежного требования к застройщику, в отношении которого в соответствии со статьей 115 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" осуществлены действия, связанные с восстановлением платежеспособности должника, путем замещения активов должника, созданием на базе имущества должника открытого акционерного общества и передачей в уставной капитал созданного открытого акционерного общества проблемного объекта, получение которых возможно после судебного рассмотрения, осуществляемого на основании процессуального законодательства в соответствующие сроки.
Кроме того, установленный оспариваемым положением запрет на предоставление гражданами документов после 31 декабря 2014 г. фактически ведет к прекращению внесения в соответствующий раздел реестра проблемных объектов актуальных (новых) сведений о гражданах, денежные средства которых привлечены для строительства проблемных объектов, что противоречит цели ведения данного реестра, закрепленной в части 2 статьи 5-1 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ, согласно которой Реестр проблемных объектов формируется и ведется для объединения всей имеющейся информации по проблемным объектам на соответствующей территории. При этом каких-либо ограничений по сроку поступления и сбора информации по проблемным объектам, а, соответственно, по гражданам, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, статья 5-1 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ, в соответствии с которой Департаментом архитектуры и строительства Томской области принят приказ от 3 февраля 2012 г. N 4-п, не содержит.
Предусмотрев оспариваемым положением ограничения по сроку подачи заявлений, Департамент архитектуры и строительства Томской области тем самым исключил граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемных объектов, обратившихся с заявлением после 31 декабря 2014 г., из сферы регулирования Закона Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-ОЗ "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области", нормы которого продолжают действовать, и, соответственно, лишил их права на получение мер поддержки, предоставляемых во исполнение названного закона.
Таким образом, нормативный правовой акт в оспариваемой административным истцом части содержит положение, отменяющее организационно-правовой механизм учета всей имеющейся информации по проблемным объектам, к числу которой относится и информация о физических лицах, вложивших денежные средства в строительство многоквартирных домов и пострадавших от действий недобросовестного застройщика, и сужает круг лиц, нуждающихся в защите.
Суд также считает, что оспариваемая норма входит во внутреннее противоречие с иными положениями приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 февраля 2012 г. N 4-п, которым утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов.
Так, ведение реестра проблемных объектов в соответствии с приказом от 3 февраля 2012 г. N 4-п до настоящего времени не прекращено, и не исключается возможность включения в данный реестр при определённых условиях дополнительных проблемных многоквартирных домов (пункты 8 и 10 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов) (т. 2, л.д. 30).
В соответствии с пунктом 15 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов в реестр проблемных объектов включаются не только сведения о застройщике и объекте капитального строительства, но и сведения о гражданах, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта с указанием личных данных, реквизитов договора, заключенного с застройщиком, указанием площади жилого помещения (т. 2, л.д. 31-32).
При этом в пункте 14.1 названного Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов закреплено, что список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, составляется на основании решения Комиссии о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разделах реестра проблемных объектов, только при наличии необходимых документов (т. 2, л.д. 30-31).
Сопоставив данные положения с оспариваемой нормой, суд приходит к выводу, что внутренние противоречия заключаются в том, что, с одной стороны, реестр проблемных объектов ведется и не исключено включение в него новых объектов, при включении которых необходимо будет указывать также список граждан - обманутых дольщиков, сведения о которых можно внести в реестр лишь при предоставлении ими необходимых документов, а с другой стороны - граждане, предоставившие необходимые документы после 31 декабря 2014 г., в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, не включаются.
Таким образом, абзац 5 пункта 14.2 Порядка формирования и ведения реестра многоквартирных домов, утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 февраля 2012 г. N 4-п, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в силу пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания его недействующим.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правого акта признается недействующим, суд исходит из того, что данная правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Данный вывод также согласуется с правовой позицией, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. N 19-П, от 11 апреля 2000 г. N 6-П, от 27 января 2004 г. N 1-П, согласно которой решение суда, которым нормативный акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
При таком положении суд считает необходимым признать абзац 5 пункта 14.2 Порядка формирования и ведения реестра многоквартирных домов недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Стригиной М. И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 5 пункта 14.2 Порядка формирования и ведения реестра многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан, в отношении которых строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство либо строительство которых приостановлено на срок более шести месяцев, утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 февраля 2012 г. N 4-п.
Возложить на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.