Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Скипальской Л.И., Середы Л.И.,
при секретаре судебного заседания Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Н.А.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Главное управление МЧС России по Республике Мордовия обратилось в суд с иском к Родькину И.Ф., Родькиной О.В., Родькиной К.И. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что Родькин И.Ф. проходил службу в Государственной противопожарной службе по "дата" Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от "дата" Родькин И.Ф. был уволен со службы по "данные изъяты" Положения о службе внутренних дел ( "данные изъяты"). Выслуга лет по состоянию на "дата" составляет в календарном исчислении "данные изъяты". Протоколом жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от "дата" "N" принято решение - признать Родькина И.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий с "дата" "дата" между Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия и Родькиным И.Ф. был заключен договор найма служебного жилого помещения "N", в соответствии с условиями которого ответчику и членам его семьи за плату было передано во временное владение и пользование жилое помещение, расположенное по "адрес", для временного проживания в нём в связи с прохождением службы. Указанное жилое помещение на основании Распоряжения ТУ Росимущества в Республике Мордовия от "дата" отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата" и закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия. В данное жилое помещение совместно с ответчиком были вселены: жена Родькина О.В., дочь Родькина К.И. Заключенный договор найма служебного помещения "N" считается прекратившим своё действие в связи с увольнением ответчика из Государственной противопожарной службы. Уведомлением от "дата" ответчик был извещён о необходимости добровольного освобождения занимаемого им жилого помещения в срок до "дата" Однако, ответчиком не предприняты действия по исполнению возникшей обязанности.
Истец просил выселить Родькина И.Ф. и членов его семьи: Родькину О.В., Родькину К.И. из служебного жилого помещения, расположенного по "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 апреля 2016 г. исковые требования Главного управления МЧС России по Республике Мордовия к Родькину И.Ф., Родькиной О. В., Родькиной К. И. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по "адрес", без предоставления другого жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе начальник Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Н.А.Г. с решением суда не согласен, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что: решение суда принято в результате неправильного применения норм материального права; Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации на момент его принятия и внесения последних изменений соответствовало статье 108 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. и в настоящее время действует в редакции без учёта положений Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.; Постановление Правительства Российской Федерации N 897 в силу части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" может распространяться лишь на лиц, которым служебное жилое помещение было предоставлено до введения в действие 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации, тогда как спорное жилое помещение было предоставлено Родькину И.Ф. на основании договора найма служебного жилого помещения от "дата", то есть после принятия Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ; приказ МЧС России от 12 января 2012 г. N 5 "Об утверждении порядка учёта в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" также не содержит положений о предоставлении каких-либо льгот сотрудникам государственной противопожарной службы ФПС МЧС России при выселении их из служебного жилого помещения при наличии у них определённой выслуги; при разрешении спора подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217, так как оно принято позже Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 и непосредственно регулирует Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы; нормы пунктов 27 и 28 Типового положения не могут быть применены в части невозможности выселения сотрудников ФПС ГПС МЧС России, имеющих выслугу не менее 10 лет, без предоставления другого жилого помещения; согласно сообщению Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от "дата" Родькин И.Ф. и члены его семьи состоят на учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 2007 года; нормы Федерального закона от "дата" N 76-ФЗ не могут быть применены в отношении ответчиков по основанию их постановки на учёт нуждающихся в жилом помещении после "дата"; протоколом заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия "N" от "дата" ответчик и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с "дата" и находятся в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Главному Управлению МЧС России по Республике Мордовия, подавших рапорта после "дата" (служебное жильё), под номером "данные изъяты", в связи с чем, истец не имеет законных оснований для предоставления ответчику и членам его семьи иного жилого помещения, а также законодательно обусловленной возможности жилищного обеспечения путём предоставления единовременной социальной выплаты и государственного жилищного сертификата на покупку или строительство жилого дома.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом того, что ответчик Родькина К.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 216), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Главного управления МЧС России по Республике Мордовия К.Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, ответчики Родькин И.Ф. и Родькина О.В. относительно апелляционной жалобы возразили.
Заслушав объяснения явившихся представителя истца и ответчиков, заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия М.Ю.В., полагавшей решение суда законным, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о государственной регистрации права "адрес" от "дата" квартира общей площадью "данные изъяты" кв. м, по "адрес", принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Согласно свидетельству о государственной регистрации права "адрес" от "дата" указанная квартира находится в оперативном управлении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия. Распоряжением ТУ Росимущества в Республике Мордовия "N" от "дата" данное жилое помещение отнесено к служебным помещениям специализированного жилищного фонда (л.д. 18, 15-17, 19).
Из выписки из приказа "N" от "дата" Главного управления МЧС России по Республике Мордовия следует, что в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации "данные изъяты" Родькина И.В., "данные изъяты" (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) уволить по "данные изъяты" ( "данные изъяты") "дата" Выслуга лет по состоянию на "дата" составляет в календарном исчислении "данные изъяты" (л.д. 9).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия "N" от "дата" Родькин И.Ф. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с "дата" (л.д. 11).
"дата" между Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия (наймодатель) и Родькиным И.Ф. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения "N", в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, общей площадью 61,6 кв. м, расположенное в "адрес", для временного проживания в нём, в связи с прохождением службы. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: Родькина О.В. - жена, Родькина К.И. - дочь. Настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы. В случае расторжения или прекращения договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (л.д. 12-14).
Из сообщения Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" следует, что Родькин И.В., Родькина О.В., Родькина К.И. поставлены на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий "дата" (л.д. 42).
Согласно уведомлениям от "дата" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Родькина И.Ф., Родькиной О.В., Родькиной К.И. на объекты недвижимого имущества за период с "дата" по "дата" отсутствуют (л.д. 114, 115, 116).
Таким образом, спорная квартира в установленном законом порядке отнесена к жилым помещениям специализированного жилищного фонда - служебным жилым помещениям и была предоставлена Родькину И.Ф. для временного проживания на период его службы и в связи с отсутствием у него жилья в месте прохождения службы.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, пенсионеры по старости (часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно пунктам 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Согласно пункту 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 г., и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Установив, что как на момент увольнения, так и на момент рассмотрения данного дела, Родькин И.Ф. не был обеспечен жилым помещением в форме предоставления жилого помещения, единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения, что ответчик стоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 2007 года, имеет выслугу более 10 лет, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о выселении ответчиков.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что при разрешении спора подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013г. N 217, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что нормы пунктов 27 и 28 Типового положения не могут быть применены при рассмотрении данного спора, отклоняется.
В силу части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", в настоящее время является действующим. В соответствии с Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011г. N 1038, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к правоохранительным органам. Следовательно, приведённые положения указанных выше нормативных правовых актов предусматривают, что сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, иное толкование закона.
Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Н.А.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И. Скипальская
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.