Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Шумилиной А.И.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора г. Новороссийска Белоусова П.В. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Новороссийска (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к ООО "ТрансКонСервис" о запрете деятельность по перевалке инертных грузов и производству бетона на территории, расположенной по адресу: " ... ", ж/д тупик, " ... ", до получения разрешения главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю об установлении или изменении размера санитарно-защитной зоны, предусмотренной для данной категории и класса промышленных объектов.
Также просил обязать ООО "ТрансКонСервис" использовать земельный участок с кадастровым номером 23:47:0119011:8, расположенный по указанному адресу, в соответствии с видом разрешенного использования.
Обжалуемым решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Новороссийска Белоусов П.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора Стукова Д.Г., настаивавшего на удовлетворении апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Новороссийска с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Новороссийске проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства ООО "ТрансКонСервис", по результатам которой установлено, что обществом не соблюдается санитарно-защитная зона в 300 м, земельный участок используется не по целевому назначению, отсутствует решение главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю об установлении или изменении размера санитарно-защитной зоны предприятия, что, по мнению прокурора, создает опасность причинения вреда.
ООО "ТрансКонСервис" осуществляет свою деятельность на земельном участке с кадастровым номером 23:47:01 19 011:0008 по адресу: " ... ", ж/д тупик " ... ", категории земель населенных пунктов, предназначенном для эксплуатации подъездных железнодорожных путей " ... " и " ... ".
Данный земельный участок принадлежит на праве собственности ЗАО "Путь 910" и передан ООО "ТрансКонСервис" в долгосрочную аренду. Договор аренды зарегистрирован в краевом управлении Росреестра 01 августа 2012 г.
В соответствии с п.2.6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) (далее - Правила) "Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений".
ООО "ТрансКонсервис" подготовлен проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ), который утвержден управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Краснодарскому краю, о чем указано прокурором в иске.
Следующим этапом является проведение натурных испытаний, которые необходимо провести в различные времена года, при различных погодных условиях и именно в процессе осуществления деятельности предприятия.
Согласно п.4.1. Правил "Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта". Таким образом, действующее законодательство предусматривает проведение замеров именно в то время, когда предприятие функционирует в полном объеме, с целью получения объективных данных о воздействии на окружающую среду.
В соответствии с п. 4.2. Правил для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями, оценки риска здоровью населения.
Таким образом, установленный Правилами ориентировочный размер санитарно-защитной зоны предприятия конкретного класса опасности может быть изменен, в том числе путем его уменьшения посредством принятия соответствующего решения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании разработанного проекта обоснования санитарно-защитной зоны с приложением результатов исследований и положительных заключений уполномоченных организаций.
С целью выполнения требования законодательства ООО "ТрансКонСервис" заключен договор от 31 марта 2015 г. N131 на осуществление замеров для предоставления результатов при утверждении размера санитарно-защитной зоны.
Представленные в материалы дела ответчиком результаты уже проведенных натурных замеров свидетельствуют о том, что воздействие ООО "ТрансКрнСервис" на окружающую среду при ведении деятельности не выходит за установленные требования и находится в норме.
В соответствии с письмом Федеральной службы Роспотребнадзор от 24.08.2012г. N01/95550-12-32 проведение натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней шумов на границе СЗЗ для подтверждения расчетных данных проводится в течение года посезонно. Данные замеры должны проводиться в то время, когда предприятие осуществляет свою реальную деятельность. В противном случае замеры не покажут действительные данные.
С этой целью ООО "ТрансКонСервис" приводил в соответствие площадку для приемки инертных материалов, бетонировал основание площадки, проводил иные мероприятия для обеспечения функционирования.
В апреле 2015 г. ООО "ТрансКонСервис" привлечено к ответственности за отсутствие производственного контроля, в связи с чем, приступило к выполнению требований Роспотребнадзора и производит все необходимые замеры, которые должны осуществляться в течение года, то есть до апреля 2016г. Только после выполнения указанных требований все данные замеров с полным пакетом документов можно будет предоставить на экспертизу для принятия решения Главным санитарным врачом Краснодарского края об установлении СЗЗ.
Однако в случае приостановки деятельности, общество не сможет провести последние замеры, либо проведет их в отсутствие реальной деятельности, что будет являться грубым нарушением.
Как установлено по делу, последние натурные замеры будут проведены в марте-апреле 2016г., после чего весь пакет документов будет передан главному государственному санитарному врачу по Краснодарскому краю для принятия решения.
Таким образом, учитывая проводимые ООО "ТрансКонСервис" мероприятия, нарушения законодательства ответчиком в части отсутствия решения Главного санитарного врача отсутствуют.
ООО "ТрансКонСервис" не оспаривается производство бетона на земельном участке, на что прокурором указывается как на использование земельного участка не по целевому назначению. Однако, как установлено по делу, и подтверждается представленными фотографиями и не опровергнуто истцом, бетон используется именно для проведения ремонтных работ на железнодорожных путях.
С целью исключения возможных претензий по использованию земельного участка ООО "ТрансКонервис" заключен договор от 08 декабря 2016 г. N 8 на межевание земельного участка, в результате чего из всего участка будет выделена его часть, на которой размещен бетонно-смесительный узел. После формирования данного земельного участка будет изменен его вид разрешенного использования. В настоящее время проведены работы по межеванию, установлены координаты точек и поданы документы в Росреестр на постановку участков на кадастровый учет.
Доводы истца о перевалке на терминале опасных химических грузов являются несостоятельными и объективно ничем не подтвержденными.
ООО "ТрансКонСервис" имеет лицензию на работу с опасными грузами, проект СЗЗ предусматривает возможность перевалки химических веществ. Однако, как пояснил представитель ответчика, уже более года терминал не принимает и не переваливает опасные грузы.
По результатам проведенных органом Роспотребнадзора в отношении ООО "ТрансКонСервис" в 2014-2015 гг. плановых и внеплановых проверок фактов превышения нормативных показателей по атмосферному воздуху, шуму и иным параметрам на территории предприятия не фиксировалось.
ООО "ТрансКонСервис" принимает дополнительные меры по снижению пыли и шума при проведении погрузо-разгрузочных работ. К таким мерам относится создание механизмов для разгрузки вагонов, имеющих улучшенные характеристики. По периметру площадки частично установлен и планируется дальнейшая установка бетонного забора, который является экраном для распространения звуковых волн и пыли.
Производственная деятельность ООО "ТрансКонСервис" несет в себе и еще огромную социальную нагрузку. В частности, ответчик предоставляет тяжелую и специальную технику в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечивает приемку груза в интересах администрации города. За свою деятельность ООО "ТрансКонСервис" неоднократно награждалось грамотами и благодарностями со стороны администрации в соответствии с заключенным договором.
В настоящее время выполняются договоры на перевалку песка и щебня для строительства федеральной трассы М4 в целях исполнения государственного заказа. Осуществляется приемка груза в интересах Министерства обороны РФ. За 2015г. была осуществлена перевалка 320 ООО тонн груза народного хозяйства. НДС было начислено более чем на 6,5 млн. руб., отсутствует задолженность в бюджеты всех уровней. ООО "ТрансКонСервис" заказан, оплачен и получен проект ремонта дорожного полотна на " ... " ремонт предполагается проводить с финансовым участием ответчика и использованием бетона собственного производства в интересах администрации и населения.
Терминал включен в перспективный план развития и реконструкции Новороссийского транспортного узла, получены технические условия от РЖД на перспективное развитие.
Таким образом, деятельность ООО "ТрансКонСервис" не является запрещенной, не угрожает жизни и здоровью граждан, а является социально значимой, в связи с чем, исковые требования являются необоснованными.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие опасность причинения вреда производственной деятельностью ООО "ТрансКонСервис".
Отсутствие решения главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю об установлении или изменении размера санитарно-защитной зоны или производство бетона на участке также не свидетельствует о наличии угрозы жизни или здоровью граждан, что подтверждается проведенными натурными замерами.
Вся производственная деятельность ООО "ТрансКонСервис" соответствует общественным и государственным интересам и не противоречит закону. Приостановление деятельности повлечет ограничение прав юридического лица.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает верным вывод районного суда об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционного представления не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение районного суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.