Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
по докладу Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Чхопелия Саиде Зурабовны на решение Центрального районного суда г. Сочи от 03 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Сочинская таможня обратилась с административным исковым заявлением к Чхопелия С.З. о взыскании задолженности по таможенным платежам, пени.
В обоснование требований указано, что " ... " автомобиль марки " " ... "" принадлежащий Чхопелия С.З., был ввезен его собственником из Р.Абхазия в Россию для личного пользования без уплаты таможенных платежей и задекларирован им письменно с применением пассажирской таможенной декларации, срок временного ввоза транспортного средства был установлен до 04.04.2015 г.
03.03.2015 года в г.Сочи данное транспортное средство под управлением иного физического лица - Езугбая Н.О. было остановлено сотрудниками ГИБДД и поскольку у него отсутствовали документы на право пользования и (или) распоряжения данным автомобилем были составлены: протокол об отстранении от управления транспортным средством и протокол о задержании транспортного средства.
По материалам ГИБДД от 06.03.2015 г. N 7/17-502, поступившим в адрес Сочинской таможни, по факту передачи Чхопелия С.З. временно ввезенного на территорию Таможенного союза транспортного средства в нарушение требовании таможенного законодательства иному лицу, в отношении административного ответчика должностным лицом Сочинской таможни было возбуждено дело об административном правонарушении N 10318000-293/2015 по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
25.06.2015 года мировым судьей судебного участка N 103 Центрального района было вынесено постановление по делу об АП N 10318000-293/2015, которым Чхопелия С.З. была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией транспортного средства.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21.07.2015г. указанное постановление было изменено в части наложения административного наказания: исключена конфискация транспортного средства.
Сочинской таможней в отношении Чхопелия С.З. была проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения требований гл. 49 ТК ТС. 15.07.2015 года составлен и утвержден Акт камеральной таможенной проверки N 10318000/400/150715/А0028, а также вынесено Решение по результатам таможенной проверки N 10318000/400/15 0715/Т0023.
В ходе камеральной таможенной проверки был установлен факт, свидетельствующий о наступлении срока уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства административного ответчика.
Требование об уплате таможенных платежей на сумму 1 528 260,33 рубля было направлено заказной корреспонденцией в адреса постоянной регистрации Чхопелия С.З. в Р.Абхазия и временной регистрации в РФ в г. Сочи, однако до настоящего времени оно не исполнено, что является основанием применения таможенным органом мер принудительного взыскания в порядке действующего таможенного законодательства.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 03 февраля 2016 года исковые требования Сочинской таможни удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просил решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, административное дело возвратить на новое рассмотрение в районный суд.
В письменном возражении на апелляционную жалобу представитель Сочинской таможни по доверенности Селезнева Т.В. просила решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Сочинской таможни по доверенности Пирцхалава Д.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что 04.01.2015 года автомобиль марки " " ... "" 2003 года выпуска, VIN: " ... ", регистрационный номер " ... ", принадлежащий гр.Чхопелия С.З., был ввезен им из Р.Абхазия в Россию для личного пользования без уплаты таможенных платежей и задекларирован им письменно с применением пассажирской таможенной декларации N 10318020/0401 15/В0872101, срок временного ввоза транспортного средства был установлен до 04.04.2015г.
03.03.2015 года данное транспортное средство под управлением иного физического лица гр.Езугбая Н.О. было остановлено сотрудниками ГИБДД в г. Сочи.
Поскольку у гр.Езугбая Н.О. отсутствовали документы на право пользования и (или) распоряжения данным автомобилем (отсутствие в таможенной декларации) были составлены: протокол об отстранении от управления транспортным средством и протокол о задержании транспортного средства, а само транспортное средство было размещено на специализированной стоянке ООО "Техиндустрия" по адресу " ... ", дом 22.
По факту передачи 03.03.2015 года Чхопелия С.З. временно ввезенного на территорию Таможенного союза транспортного средства в нарушение требований таможенного законодательства иному лицу, Сочинской таможней в отношении административного ответчика возбуждено дело об административном правонарушении N10318000-293/2015 по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
25.06.2015 года мировым судьей судебного участка N 103 Центрального района было вынесено постановление по делу об АП N 10318000-293/2015, которым Чхопелия С.З. была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией транспортного средства.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21.07.2015г. указанное постановление было изменено в части наложения административного наказания: исключена конфискация транспортного средства.
В соответствии со ст. 5 "Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18.06.2010 г. товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и указанным Соглашением находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
В соответствии с п. 4 ст. 14 вышеназванного "Соглашения" обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения автомобиля на территории Таможенного союза.
В соответствии со ст. 11 вышеназванного "Соглашения" транспортные средства для личного пользования, временно везенные на территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами без уплаты таможенных платежей, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза исключительно физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 -12 раздела IV приложения 5 к указанному Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.
В соответствии со ст. 14 вышеуказанного "Соглашения" сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения автомобиля на территории Таможенного союза.
Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.
Таким образом, при нарушении иностранным физическим лицом условий беспошлинного временного ввоза транспортного средства на территорию Таможенного союза, в данном случае, в форме передачи транспортного средства в пользование иному физическому лицу: наступает срок уплаты причитающихся таможенных платежей; подлежит исполнению обязанность по уплате таможенных платежей, возникшая при пересечении транспортным средством таможенной границы и регистрации пассажирской таможенной декларации.
Как видно из материалов дела Сочинской таможней в отношении Чхопелия С.З. была проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения требований законодательства ТК ТС.
15.07.2015 года составлен и утвержден акт камеральной таможенной проверки N 10318000/400/150715/А0028, а также вынесено решение по результатам таможенной проверки N 10318000/400/15 0715/Т0023.
В ходе камеральной таможенной проверки был установлен факт, свидетельствующий о наступлении срока уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства административного ответчика " " ... "".
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
В соответствии с п. 9 ст. 152 ФЗ РФ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенным органом составляется акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма и порядок заполнения, которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В соответствии с приказом ФТС РФ от 30.12.2010 N 2708 таможенным органом 16.07.2015 г. был составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N10318000/160715/0000046.
Требование об уплате таможенных платежей N 55 от 16.07.2015 года на сумму 1 528 260,33 рубля было направлено заказной корреспонденцией в адреса постоянной регистрации Чхопелия С.З. в Р.Абхазия и временной регистрации в РФ в г. Сочи.
Судом достоверно установлено, что данное требование было получено Чхопелия С.З., поскольку подтверждается её подписью в почтовой карточке.
Однако до настоящего времени указанное выше требование об уплате таможенных платежей ею не исполнено, что и послужило основанием применения таможенным органом мер принудительного взыскания в порядке действующего таможенного законодательства.
Таким образом, учитывая приведенные положения закона и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что именно Чхопелия С.З. задекларировала автомобиль и осуществила его временный ввоз на территорию РФ, она была не вправе передавать без разрешения таможенного органа право пользования автомобилем другому лицу.
На основании изложенного и при отсутствии объективных, достоверных и надлежащих доказательств о наличии обстоятельств освобождающих административного ответчика от обязанности по уплате таможенных платежей в отношении ввезенного под режим временного ввоза транспортного средства, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Сочинской таможни к Чхопелия С.З. о взыскании задолженности по таможенным платежам, пени за счет товара, в отношении которого таможенные пошлины и налоги не уплачены, является правомерным.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чхопелия С.З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.