Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Шумилиной А.И.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Григорян Вагаршака Саркисовича на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 03 марта 2016 года,
заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорян B.C. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику ГУ МВД Росси по Краснодарскому краю Виневскому В.Н., заместителю начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю - начальнику УВД по городу Сочи Умнову В.П. о признании незаконными и отмене приказов ГУ МВД России по Краснодарскому краю N 1791 от 31.12.2015 года "Об организационно-штатных мероприятиях", и N 763 от 03.06.2014 года "О введении штатной единицы"; признании бездействия заместителя начальника ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю - начальника УВД по городу Сочи в части непринятии мер по приведению штатной структуры ГИБДД УВД по городу Сочи в соответствие с приказами МВД РФ N 333 от 30.04.2011 года, N 451 от 20.04.2015 года, N 21 от 19.01.2010 года, N 930 от 02.12.2003 года, N 486 от 27.06.2003 года, N 790 от 23.07.2015 года.
В обоснование доводов указано, что согласно приказу ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N 1791 от 31.12.2015 года в отделе ГИБДД УВД по городу Сочи сокращено 36 должностей из 93, в том числе 2 должности заместителей начальника отдела ГИБДД УВД по городу Сочи, вместо которых введена только одна должность заместителя начальника отдела - начальника отделения дорожной инспекции организации дорожного движения.
26.01.2016 года его известили о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел РФ по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 2 статьи 82 ФЗ N 342 "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и весь личный состав отдела ГИБДД кроме начальника отдела ГИБДД и начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения, в связи с сокращением занимаемой должности в органах внутренних дел, на основании приказа ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N 1791 от 31.12.2015 года. Считает, что данный приказ N 1791 противоречит Приказам МВД РФ N 333 от 30.04.2011 года, N 451 от 20.04.2015 года, N 21 от 19.01.2010 года, N 930 от 02.12.2003 года, N 486 от 27.06.2003 года, N 790 от 23.07.2015 года. Таким образом, указывает, что ответчики своими действиями в части утверждения приказа, не соответствующего и противоречащего нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и бездействием в части устранения допущенных нарушений законодательства РФ, нарушают его права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 03 марта 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Григоряна В.С. об оспаривании приказов ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, о бездействии должностного лица по не принятию мер, и обязании внести соответствующие изменения в положения, - отказано.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Гудыменко Е.А. и представителя УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Ованесян Т.А., просивших оставить без изменения решение суда, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, полномочия по осуществлению организационно-штатных мероприятий начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю подтверждаются положениями пункта 20 Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 29.12.2012 года N 1155, согласно которому приказами министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации утверждаются, признаются утратившими силу и вносятся изменения в штатные расписания МВД, ГУ МВД, УМВД, подчиненных территориальных органов МВД России, подчиненных учреждений (за исключением штатных расписаний, утверждаемых приказами МВД России), оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий МВД, ГУ МВД, УМВД.
Приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 31.12.2015 года N1791 "Об организационно-штатных мероприятиях" сокращена численность отдела ГИБДД УВД по городу Сочи, штатное расписание изменено с момента вступления в силу приказа, то есть с 25 января 2016 года.
Согласно пункту 12 приложения N 2 к приказу МВД России от 30.04.2011 года N 333 в структуре отдела может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при штатной численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника входящего отделения.
Указанная норма устанавливает минимальный и максимальный предел и предполагает введение не более двух должностей заместителей начальника отдела в отделе, численностью не менее 12 единиц, то есть не является обязательным требованием по их введению.
В соответствии с пунктом 6 Типового положения об отделе (отделении) Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 20.04.2015 года N451, отдел осуществляет свою деятельность непосредственно или через входящие в него подразделения (отделения, группы, направления) по следующим основным направлениям: организационно-аналитическая работа, дорожно-патрульная служба, исполнение административного законодательства, технический надзор, регистрационная работа, экзаменационная работа, дорожный надзор, пропаганда безопасности дорожного движения.
Таким образом, в соответствии с приказом МВД России от 20.04.2015 года N 451 отдел может осуществлять свою деятельность, как через вышеуказанные структурные подразделения, так и непосредственно. Прямой обязанности создания в отделе ГИБДД именно данных структурных подразделений в приказе МВД России N 451, не предусмотрено.
Приложением к приказу МВД России от 19.01.2010 года N 21 "О нормативах штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ" установлены следующие нормативы штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России:
государственный инспектор дорожного надзора:
1 единица на 1300 км автомобильных дорог, проходящих вне границ населенных пунктов поселений;
1 единица на 135 км автомобильных дорог, проходящих в границах населенных пунктов поселений.
Согласно сведениям Муниципального казенного учреждения города Сочи "Управление автомобильных дорог" от 02.02.2016 года N 220/14-16 общая протяженность муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны города Сочи (улично-дорожной сети) составляет 1009,2161 км.
По сведениям Сочинского филиала ГКУ КК "Краснодаравтодор" от 08.12.2015 года протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Краснодарского края в границах муниципального образования город-курорт Сочи составляет 218,05 км.
По сведениям ФКУ Упрдор "Черноморье" от 08.12.2015 года (N 12762/15) протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих в границах Большого Сочи, составляет 329,181 км.
Таким образом, общая протяженность дорог города Сочи составляет порядка 1556,4471 км, соответственно, примерные нормативы численности государственных инспекторов дорожного движения - 11,5 единиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что нормативы численности государственных инспекторов дорожного движения в отделе ГИБДД УВД по городу Сочи приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 31.12.2015 года N 1791 соблюдены.
Приложением N 2 к приказу МВД России от 02.12.2003 года N 930 "Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения" установлены следующие нормативны штатной численности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений ГИБДД управлений (отделов, отделений) территориальных органов МВД России на районном уровне: 1 единица на 100 тысяч человек, но не менее одного инспектора в каждом горрайоргане.
Согласно представленной информации, численность населения города Сочи составляет 473205 человек.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно признал, что требования приказа МВД России от 02.12.2003 года N 930 в приказе ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 31.12.2015 года N 1791 также соблюдены.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее Закон о полиции) полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Для достижения поставленных задач полиция наделяется необходимыми полномочиями. Полномочия полиции определены в статье 13 Закона о полиции.
Согласно части 3 статьи 4 Закона о полиции руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. В части 3 статьи 4 Закона о полиции также закреплено, что руководители органов и подразделений внутренних дел несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Основными направлениями деятельности начальников органов внутренних дел по руководству полицией являются: а) определение задач и приоритетов в работе полиции, ее отдельных подразделений на основе анализа складывающейся оперативной обстановки и учета интересов органа внутренних дел в целом; б) координация работы различных структурных подразделений полиции между собой, а также с другими службами и подразделениями органа внутренних дел; в) правовое регулирование деятельности полиции; г) создание, реорганизация и ликвидация подразделений полиции; д) решение в установленном порядке вопросов назначения на должность и освобождения от должности сотрудников полиции, присвоения специальных званий, а также иных вопросов прохождения службы; е) санкционирование (утверждение) документов и действий, сопровождающих оперативно-служебную деятельность полиции; ж) осуществление контроля за деятельностью полиции; з) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности полиции.
Функции такого руководства кроме ряда норм Закона о полиции определяются также Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, положениями о конкретном министерстве внутренних дел, управлении (главном управлении) внутренних дел МВД России по субъекту Российской Федерации, об отделе (управлении) внутренних дел МВД России по району, городу, иному муниципальному образованию, рядом других законодательных и иных нормативных правовых актов.
Полномочия руководителей также закреплены в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1.03.2011 года N 249.
Анализ положений Закона о полиции, Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации правомерно позволил суду первой инстанции прийти к выводу о том, что руководство полиции не наделено правом на вынесение решений (совершение действий), носящих государственно-властный характер, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан либо создающих препятствия для их реализации. Соответственно, такими полномочиями не могут обладать и должностные лица ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Согласно приказу МВД РФ от 27.04.2011 года N 272 "Вопросы Главного управления МВД РФ по Краснодарскому краю" начальник Главного управления МВД России по Краснодарскому краю осуществляет руководство Главным управлением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач; организует деятельность Главного управления; утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления, о подчиненных органах и организациях; утверждает в установленном порядке штатные расписания Главного управления, подчиненных органов и организаций; создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности и категорий должностей временные формирования, необходимые для решения возложенных на Главное управление задач и осуществления им своих полномочий; издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности Главного управления, подчиненных органов и организаций, обеспечивает контроль за их исполнением; отменяет в установленном порядке противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие правовые акты, изданные руководителями начальниками) подчиненных органов и организаций; и т.д.
Таким образом, поскольку оспариваемые административным истцом приказ от 31.12.2015 года N 1791 "Об организационно-штатных мероприятиях" и приказ от 03.06.2014 года N 763 "О введении штатной единицы" приняты начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю в пределах своей компетенции, они соответствуют требованиям приказов МВД РФ, регламентируют внутреннюю организацию работы органов и подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю, и не носят государственно-властный характер, суд первой инстанции имел достаточные основания для отказа в удовлетворения административного иска в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 03 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.