Судья Магаданского областного суда Кречетов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу руководителя Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Чуйченко А.В. на постановление судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 27 июня 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым к административной ответственности привлечен
Чуйченко А.В., "дата" года рождения, уроженец "адрес", гражданин " ... ", зарегистрированный по адресу: "адрес", занимающий должность руководителя Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана
В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Чуйченко А.В.,
установил:
постановлением судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 27 июня 2016 года руководитель Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Чуйченко А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Чуйченко А.В. обратился в Магаданский областной суд с жалобой, в которой полагает судебное постановление незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению.
Указывает, что Контрольной палатой Муниципального образования "Город Магадан" в отношении него 28 апреля 2016 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ за не предоставление в установленный срок (до 24 часов 00 минут 15 апреля 2016 года) информации о выполнении предписания административного органа, тогда как указанной статьей КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля. Полагает, что в его действиях отсутствует состав данного административного правонарушения.
Обращает внимание, что на момент истечения установленного срока (19 апреля 2016 года) предписание не было исполнено только в части пункта 3.3 ввиду отсутствия технических и кадастровых паспортов на нежилые помещения, расположенные по "адрес" и "адрес", без наличия которых государственная регистрация права оперативного управления невозможна.
Полагает нецелесообразным требование предписания о регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес".
Федеральным законом о государственной регистрации не установлен срок для государственной регистрации права оперативного управления.
Считает малозначительными нарушения пунктов предписания в части нарушения срока предоставления информации об исполнении предписания и отсутствия государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом. Полагает, что в силу ст. 2.9 КоАП РФ подлежит освобождению от административной ответственности.
Просит постановление судьи Хасынского районного суда отменить, производство по делу прекратить.
От лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение Чуйченко А.В. о месте и времени судебного разбирательства, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
По правилам ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, законом отнесено установление наличия его события, а также виновности лица в его совершении.
Частью 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Как следует из материалов дела, 15 марта 2016 года председателем Контрольной палаты Муниципального образования "Город Магадан" руководителю Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Чуйченко А.В. выдано предписание N 64, согласно которому на него возложена обязанность:
- устранить нарушения, выявленные в ходе проверки в муниципальном автономном учреждении города Магадана "Городской стадион" (далее по тексту - МАУ г. Магадана "Городской стадион") и выразившиеся в предоставлении в аренду 68, 4 кв.м. нежилых помещений учреждения без согласия собственника данных помещений и без документального оформления, согласованного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом, непредставлении согласованных с МАУ г. Магадана "Городской стадион" эскизов рекламных баннеров, размещенных в учреждении, и разрешения на установку рекламных конструкций, отсутствии на балансе учреждения ограждения (забора), на котором размещены баннеры (нарушение п. 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- устранить нарушения, выявленные в ходе проверки в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Магадана "Детско-юношеская спортивная школа N 1" (далее по тексту - МБУДО г. Магадана "ДЮСШ N 1") и выразившиеся в продлении путем заключения дополнительного соглашения срока действия договора аренды, использовании 3 помещений учреждения площадью 42, 9 кв.м. не по назначению;
- устранить нарушения, выявленные в ходе проверки в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Магадана "Детско-юношеская спортивная школа N 4" (далее по тексту - МБУДО г. Магадана "ДЮСШ N 4"), выразившиеся в заключении дополнительных соглашений по договору аренды, срок действия которого истёк, непредставлении документа, подтверждающего право оперативного управления и технического паспорта на помещения учреждения, расположенные в городе Магадане по улице Лукса дом 10 и проспекту карла Маркса дом 67в.
- освободить все незаконно занимаемые помещения;
- в соответствии с п. 38 Инструкции N 157н принять к учёту все неучтённые основные средства;
- привести в соответствие законодательству указанные в акте договоры аренды.
Предписание также содержит требование проинформировать о его выполнении и принятых мерах Контрольную палату Муниципального образования "Город Магадан" в течение одного месяца со дня его получения.
В связи с непредставлением в установленный срок информации о выполнении предписания инспектором Контрольной палаты муниципального образования "Город Магадан" 28 апреля 2016 года в отношении руководителя Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Чуйченко А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
27 июня 2016 года, рассмотрев дело об административном правонарушении, судья Хасынского районного суда нашел вину Чуйченко А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, установленной и доказанной, признал его виновным в совершении данного правонарушения.
Однако с таким решением судьи Хасынского районного суда согласиться нельзя.
Из буквального толкования диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля, которое является законным.
Вместе с тем в нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей должным образом не проверена законность предписания председателя Контрольной палаты Муниципального образования "Город Магадан" от 15 марта 2016 года N 64.
В качестве оснований для возложения на руководителя Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Чуйченко А.В. обязанности устранить указанные в предписании нарушения в нём указывается на п. 1 ст. 131, ст. 298, п. 1 ст. 610 ГК РФ, п. 38 Инструкции N 157н, п. 3.1., пп. 2 п. 3.2 решения Магаданской городской Думы от 20 мая 2002 года N 25-Д "О Положении "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Магадан", Положение о Контрольной палате Муниципального образования "Город Магадан", утвержденное решением Магаданской городской Думы от 07 февраля 2006 года N 4-Д.
Пунктом 17.1 Положения о Контрольной палате Муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 07 февраля 2006 года N 4-Д, предусмотрено, что в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, Контрольная палата направляет в проверяемые органы, организации, предприятия, учреждения и их должностным лицам предписание.
Предписание Контрольной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание Контрольной палаты подписывается председателем Контрольной палаты либо его заместителем. Предписание Контрольной палаты должно быть исполнено в установленный в нем срок.
В соответствии с п. 1 ст. 609, п.1 ст. 610 ГК РФ договор аренды, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ по истечении срока действия договора он считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом исходя из положений п. 2 ст. 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону при аренде недвижимого имущества за три месяца.
Соглашение об изменении или о расторжении договора в силу п. 1 ст. 452 ГК РФ совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Как следует из Уставов МАУ г. Магадана "Городской стадион", МБУДО г. Магадана "ДЮСШ N 1" и МБУДО г. Магадана "ДЮСШ N 4" их учредителем является муниципальное образование "Город Магадан", функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана. Учреждения являются юридическими лицами и самостоятельно выступают участниками гражданского оборота.
Из приведенных выше норм следует, что заключённые МАУ г. Магадана "Городской стадион", МБУДО г. Магадана "ДЮСШ N 1" и МБУДО г. Магадана "ДЮСШ N 4" договоры аренды, срок действия которых истёк, но от исполнения которых стороны не отказались, считаются возобновлёнными на тех же условиях на неопределенный срок.
Расторжение или изменение таких договоров возможно путем заключения письменного соглашения об этом между сторонами договора, либо в судебном порядке.
Возможность расторжения или изменения договоров аренды учредителем стороны данного договора ст. ст. 131, 258, 610 ГК РФ, на которые имеется ссылка в предписании, не предусмотрена.
В соответствии с п. 3.1., пп. 2 п. 3.2 решения Магаданской городской Думы от 20 мая 2002 года N 25-Д "О Положении "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Магадан" право оперативного управления подлежит государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Ответственными за подготовку и оформление документов для государственной регистрации права оперативного управления являются правообладатели.
Таким образом, возложение на учредителя МБУДО г. Магадана "ДЮСШ N 4" обязанности подготовить и представить документ о государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом данного учреждения противоречит приведенным положениям решения.
Поскольку п. 38 Инструкции N 157н обязанность принять к учёту в качестве основных средств материальные объекты имущества, перечисленные в нём, возлагает на учреждения, использующие данные материальные объекты, возложение такой обязанности на их учредителя необоснованно.
При таких обстоятельствах предписание председателя Контрольной палаты Муниципального образования "Город Магадан" от 15 марта 2016 года N 64 нельзя признать основанным на нормах закона.
Материалы дела и имеющиеся по делу доказательства не подтверждают наличие у руководителя Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Чуйченко А.В. полномочий, необходимых для исполнения требований, содержащихся в предписании.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обстоятельства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, не доказаны.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
С учетом изложенного, постановление судьи Хасынского районного суда от 27 июня 2016 года подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Хасынского районного суда от 27 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководитель Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Чуйченко А.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Магаданского областного суда А.А. Кречетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.