Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.
и судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.
при секретаре Филинове Е.А.
с участием прокурора Бурцева Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 28 июля 2016 г. дело по апелляционной жалобе Воронцовой О.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 26 апреля 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования Воронцовой О.Н. к УМВД России по Владимирской области, ММ ОМВД России "Ковровский" о признании незаконными приказа от **** об увольнении, приказа от **** с учетом изменений на основании приказа от **** о выплате денежной компенсации за отпуск, восстановлении на службе, предоставлении основного отпуска за **** год, дополнительного за стаж службы в органах внутренних дел за **** год, за ненормированный служебный день за **** год, по личным обстоятельствам, компенсации морального вреда в размере **** руб.- оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения Воронцовой О.Н., возражения на жалобу представителя Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ковровский" Сидоровой Ю.В., действующей на основании доверенности, возражения на жалобу представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области Климовой Т.Е., действующей на основании доверенности, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронцова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Владимирской области (далее- УМВД России по Владимирской области), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел РФ "Ковровский" (далее- ММ ОМВД России "Ковровский") и просила признать незаконными приказ от **** **** л/с об увольнении из органов внутренних дел; приказ от **** **** л/с с учетом внесенных изменений на основании приказа от **** **** л/с о выслуге лет в календарном исчислении и выплате денежной компенсации за основной отпуск за **** год, дополнительный за ненормированный служебный день за **** год и за дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за **** год; восстановлении на службе в должности **** ММ ОМВД России "Ковровский"; об обязании предоставить основной отпуск за **** год; предоставить дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за **** год; предоставить дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за **** год; предоставить отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью **** календарных дней на основании ч.1 ст. 63 Федерального закона от 30.11.2011 N 342; взыскать с ММ ОМВД России "Ковровский" компенсацию морального вреда в сумме ****.
В обоснование иска указала, что с **** работала в отделе внутренних дел г. Коврова в гражданской должности ****. С **** по **** проходила службу в ММ ОМВД России "Ковровский" в должности ****. Приказом от **** ее уволили из органов внутренних дел "в связи с болезнью" на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел на основании п.1 ч.3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ. Свое увольнение считала неправомерным на основании следующего. **** она обратилась к работодателю о предоставлении ей отпуска по личным обстоятельствам продолжительность **** календарных дней. Однако отпуск предоставлен не был. На обращение от **** о предоставлении с **** основного отпуска и дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за **** год - отпуск ей также предоставлен не был. Вместе с тем, в ее адрес поступило письмо от **** о том, что ей будет выплачена компенсация за неиспользованные отпуска в **** году. На повторное обращение от **** о предоставлении с **** отпуска по личным обстоятельствам - отпуск предоставлен не был. Уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ от **** было получено ею ****. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истец Воронцова О.Н. и ее представитель Логинов А.В., действующий на основании ордера от ****, поддержали исковые требования. Истец дополнительно пояснила, что желает восстановиться на службе с целью использования отпуска, что увеличит продолжительность стажа ее службы и, следовательно, размер пенсии.
Представитель ответчика- УМВД России по Владимирской области Артамонова А.Е., действующая на основании доверенности от ****, исковые требования не признала. Пояснила, что отпуск по личным обстоятельствам предоставляется сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы, в связи с состоянием здоровья или, в связи с сокращением должности в органах внутренних дел по его желанию. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. До достижения предельного возраста, а также после его достижения в период службы истец правом на указанный отпуск не воспользовалась. Воронцова О.Н. уволена со службы по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", то есть в связи с болезнью. Указанное основание ее увольнения не дает ей права на использование данного отпуска, следовательно, и оснований его компенсировать не имелось. Согласно ч. 11 ст. 46 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по определенным в данной статье основаниям по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством РФ отпуска. Основание увольнения истицы в данный перечень не входит, поэтому права выбора: отпуск или компенсация, она не имела. Согласно ч. 8 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" при наличии одновременно нескольких основании прекращения или расторжения контракта, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника органов внутренних дел. Поскольку истец достигла предельного возраста пребывания на службе, имеет выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, у нее была возможность выбрать основание своего увольнения, в том числе, то основание, которое давало ей право на использование отпусков в натуре, однако она ею не воспользовалась.
Представитель ответчика- ММ ОМВД России "Ковровский" Сидорова Ю.В., действующая на основании доверенности от ****, исковые требования не признала. Пояснила, что предоставление отпусков, в том числе отпуска по личным обстоятельствам, в соответствии с ч.1 ст. 63 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при увольнении со службы в органах внутренних дел по п.1 ч.3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел, не предусмотрено. При увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел отпуск по личным обстоятельствам предоставляется в случаях, установленных ч. 11 ст. 56 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, согласно которой не предусмотрено предоставление отпусков при увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ. Ссылка Воронцовой О.Н. на рапорт от **** о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам необоснованна, в ММ ОМВД России "Ковровский" указанный рапорт не поступал. Фотокопия, предоставленная истицей, не содержит номера входящей корреспонденции отдела в отличии от рапорта от **** о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам, на котором проставлен штамп отдела, указан входящий номер и дата получения резолюций руководства, в отличии от рапорта от **** о предоставлении отпуска за **** год, на котором имеется резолюция начальника тыла и начальника отдела, в связи с чем указанную фотокопию нельзя признать допустимым доказательством. Кроме того, на копии рапорта указана дата его написания - ****, то есть после получения свидетельства о болезни **** от **** о не годности к службе в органах внутренних дел, в связи с чем отсутствовали и отсутствуют правовые основания для предоставления отпуска по вышеперечисленным основаниям. Неиспользованные отпуска за **** предоставлены Воронцовой О.Н. по ее рапорту от ****., то есть до получения справки о болезни. При увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ предусмотрена денежная компенсация за неиспользованные основной и дополнительные отпуска. Компенсация отпуска по личным обстоятельствам законом не предусмотрена. На основании изложенного, истица достигла предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел и по состоянию здоровья не может проходить службу в органах внутренних дел, в связи с чем требование о восстановлении на службе не подлежит удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
Воронцовой О.Н. принесена апелляционная жалоба, в которой она просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что судом неверно применены нормы материального права, полагает, что ей должны были быть предоставлены отпуска, в том числе отпуск по личным обстоятельствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел являются предметом регулирования Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон о службе).
В соответствии с положениями ст. 3 Закона о службе регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется помимо настоящего Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Судом установлено, что Воронцова О.Н. с **** проходила службу в отделе внутренних дел г. Коврова в гражданской должности ****.
С **** по **** Воронцова О.Н. проходила службу в ММ ОМВД России "Ковровский" в должности ****.
По заключению военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Владимирской области" от **** Воронцова О.Н. признана негодной к службе в органах внутренних дел с предоставлением освобождения от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава органов внутренних дел.
В связи с поступлением в ММ ОМВД России "Ковровский" указанного заключения **** составлено представление к увольнению Воронцовой О.Н. из органов внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 Закона о службе (в связи с болезнью), с которым Воронцова О.Н. ознакомлена, выразив несогласие с увольнением по причине не предоставления отпусков.
Приказом начальника ММ ОМВД России "Ковровский" от **** **** л/с Воронцова О.Н. уволена из органов внутренних дел на основании п. 1 ч. 3 ст. 82 Закона о службе.
В соответствии с приказом начальника ММ ОМВД России "Ковровский" от **** **** л/с, измененным приказом от **** **** л/с, выслуга лет Воронцовой О.Н. на **** составила ****, истцу подлежит к выплате денежная компенсация за основной отпуск за **** год в размере **** календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за **** год в размере **** календарных дня и за дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за **** год в размере **** календарного дня.
Из справки ММ ОМВД России "Ковровский" от **** усматривается, что указанные компенсации были выплачены истцу.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Воронцова О.Н. уволена из органов внутренних дел правомерно с соблюдением порядка увольнения, ее права при увольнении не нарушены.
Так, основанием для увольнения истца по п. 1 ч. 3 ст. 82 Закона о службе (в связи с болезнью) послужило заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Владимирской области" от ****, согласно которому Воронцова О.Н. признана негодной к службе в органах внутренних дел.
Данное заключение истцом в установленном порядке не оспорено, в связи с чем доводы представителя истца Логинова А.В. о неверно установленном диагнозе не могут быть приняты во внимание и являться основанием для признания увольнения истца незаконным.
Кроме того, сама истец и в уведомлении об увольнении, которое она получила ****, и в судебном заседании ****, а также в апелляционной жалобе указала, что не согласна с увольнением только по причине не предоставления отпусков.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 Закона о службе сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.
На основании приведенной нормы закона Воронцова О.Н. имела право на отпуск по личным обстоятельствам, однако данным правом за время службы в органах внутренних дел не воспользовалась.
При этом судом правомерно не принят во внимание рапорт Воронцовой О.Н. от **** о предоставлении ей отпуска по личным обстоятельствам, поскольку отсутствуют доказательства получения данного рапорта работодателем, а именно отсутствует штамп отдела с указанием номера входящей корреспонденции, отсутствует резолюция руководства.
Между тем, согласно ч. 11 ст. 56 Закона о службе сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному ч. 1, п.п. 1. 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 21 ч. 2, п. 6, 11, 12 ч. 3 ст. 82 Закона о службе, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством РФ отпуска.
То есть возможность при увольнении реализовать свое право на отпуск путем его использования в натуре предоставлена законом только сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым по указанным в данной норме закона основаниям.
Поскольку основание увольнения истца- п. 1 ч. 3 ст. 82 Закона о службе (в связи с болезнью) не указано в ч. 11 ст. 56 данного закона, правовые основания для предоставления Воронцовой О.Н. при ее увольнении из органов внутренних дел основного отпуска за ****, дополнительных отпусков за **** и отпуска по личным обстоятельствам отсутствовали.
В соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи ( в том числе в связи с болезнью), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Пунктом 101.3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России от 31.01.2013 N 65 предусмотрено: при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска пропорционально периоду службы в год увольнения за не использованные в год увольнения дополнительные отпуска: за стаж службы, за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, за выполнение служебных обязанностей в особых условиях, за ненормированный служебный день.
Учитывая приведенные выше нормы права, ответчик правомерно выплатил Воронцовой О.Н. денежную компенсацию за **** календарных дней основного отпуска за **** год, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день **** календарных дня за **** год и за дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел **** календарного дня за **** год.
В то же время, поскольку выплата денежной компенсации за отпуск по личным обстоятельствам не предусмотрена ни специальным законодательством, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, ни Трудовым кодексом РФ, требования истца в этой части правомерно оставлены без удовлетворения.
Воронцова О.Н., ссылаясь на приведенные выше нормы права, полагает, что предоставление неиспользованного отпуска в натуре или замена его денежной компенсацией осуществляется по желанию сотрудника. Однако данная позиция основана на неверном толковании норм права. Желание сотрудника при определении способа использования отпуска учитывается только в случае, когда неиспользованный отпуск может быть предоставлен перед увольнением. В данном случае истец уволена по основанию (п. 1 ч. 3 ст. 82 Закона о службе), по которому предоставление неиспользованных отпусков в натуре не предусмотрено законодательством.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что увольнение Воронцовой О.Н. является правомерным, произведено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем требование истца о восстановлении на работе обоснованно оставлены без удовлетворения.
Поскольку судом не установлено нарушений прав Воронцовой О.Н. при увольнении, основания для компенсации морального вреда также отсутствуют.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 26 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронцовой О.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Лепёшин
Судьи С.М. Сергеева
Г.Н. Гришина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.