СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 30 мая 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства (Минстрой) Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2016 года, которым Минстрой Республики Коми обязан выдать Михайловой Е.Н. государственный жилищный сертификат без уменьшения размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен",
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Воркуты обратился в суд в интересах Михайловой Е.Н. с иском к Минстрою Республики Коми об обязании выдать государственный жилищный сертификат без уменьшения размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"
Третьим лицом по делу привлечена администрация МОГО "Воркута".
Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком Минстроем Республики Коми подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец с "Дата обезличена" включена в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории " ... ".
Истцу с "Дата обезличена" на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес обезличен", которое было отчуждено "Дата обезличена"
"Дата обезличена" истец обратилась в администрацию МОГО "Воркута" и Минстрой Республики Коми с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата выпуска ... года.
Письмом от "Дата обезличена" Минстроем Республики Коми было отказано истцу в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с ее несогласием на вычет из величины социальной выплаты стоимости указанного отчужденного жилого помещения.
С указанным решением истец не согласилась и обратилась в суд.
Минстрой Республики Коми полагает, что размер положенной выплате истцу жилищной субсидии на основании статьи 6 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ должен быть уменьшен на сумму, полученную по сделке об отчуждении жилого помещения.
Удовлетворяя требования прокурора о предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера без уменьшения размера жилищной субсидии на стоимость спорной квартиры, суд исходил из того, что сделка по продаже жилого помещения совершена до того, как истец обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в статью 6 вышеназванного Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, согласно которых при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Вышеназванные изменения, согласно статье 2 Закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2012 года.
Нормы Закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, действующие до 01 января 2012 года, предусматривали альтернативную обязанность лиц, получающих жилищную субсидию, по расторжению договора социального найма и передаче жилого помещения либо об отчуждении жилого помещения, принадлежавшего им на праве собственности, а если такое жилье продано, то размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Следовательно, при условии сдачи занимаемого жилого помещения или дачи согласия на уменьшение величины социальной выплаты в размере стоимости отчужденного жилого помещения, лицо имеет право на жилищную субсидию без учета уменьшения ее размера независимо от заключения получателем жилищной субсидии и (или) членами его семьи сделки по отчуждению иного жилого помещения, если данная сделка и переход права собственности на жилое помещение были произведены до 01 января 2012 года, а лицо, участвующее в Подпрограмме, включено в нее, после отчуждения жилого помещения.
В рассматриваемой правовой ситуации судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, исходит из того, что истец обратилась с заявлением о включении ее в состав участников Подпрограммы после совершения сделки об отчуждении имеющегося жилого помещения.
Поскольку решение об участии в Подпрограмме принимается добровольно, подача гражданином заявления о признании его участником Подпрограммы свидетельствует о том, что он был согласен с установленными Законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе уменьшение суммы ожидаемой выплаты, в случае продажи жилья на вырученную от сделки сумму.
Учитывая, что сделка по продаже квартиры совершена в ... году, то есть до выражения истцом своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и признания его участником, оснований для уменьшения размера субсидии на сумму, полученную от сделки по отчуждению жилого помещения, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 44(1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 20106 года N 153, о том, что государственный жилищный сертификат не выдается в случае выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, к которым относятся и сведения о сделках об отчуждении всех жилых помещений независимо от времени их совершения, основаны на неправильном толковании норм материального права, а поэтому подлежат отклонению.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановив решение, оснований для отмены или изменения которого не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минстроя Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.