Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Володиной Л.В., Радовиль В.Л.,
При секретаре ФИО9.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе ФИО10 на заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 27 января 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Департамент по правовым вопросам, имущественным и земельным отношениям обратился в суд с иском к ФИО11., ФИО12., в котором просил:
- признать недействительным, выданное ФИО13 свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 24 мая 2013 года на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес";
- истребовать в государственную собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО14 указанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что 06 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение N 1072-р "О передаче в собственность обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Терра-Юг" земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальной застройки, расположенного по адресу: Севастопольская зона ЮБК".
На основании указанного распоряжения ФИО15 предоставлен в собственность спорный земельный участок и выдано соответствующее свидетельство.
В дальнейшем, спорный земельный участок на основании договора купли-продажи перешел в собственность ФИО16
Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил тот факт, что Севастопольская городская государственная администрация, принимая распоряжение N 1072-р от 06 апреля 2010 года, превысила свои полномочия.
Кроме того, спорный земельный участок находился на момент его передачи в собственности ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество".
Заочным решением суда от 27 января 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На данное решение суда ответчиком ФИО17 принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного судебного постановления, вынесении по делу нового решения об отказе в иске.
Требования апелляционной жалобы ФИО18., с учетом их дополнений, мотивированы тем, что истец - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не является правопреемником ликвидированного Севастопольского городского Совета, в связи с чем, у него отсутствуют полномочия выступать в интересах данного органа, что свидетельствует о невозможности определить какие именно права и интересы истца нарушены действиями ответчика.
Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что признание недействительным свидетельства о государственной регистрации права без признания недействительным распоряжения государственного органа, на основании которого предоставлен земельный участок, является ненадлежащим способом защиты своего права и свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны истца.
При этом, как распоряжение Севастопольской городской государственной администрации N 1072-р от 06 апреля 2010 года, так и договор купли-продажи земельного участка до настоящего времени не оспорены в судебном порядке и являются действующими.
По мнению заявителя жалобы, неподтвержденным является и утверждение истца относительно того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
В апелляционной жалобе помимо прочего указано, что ответчик является добросовестным приобретателем, и не знал и не мог знать об обстоятельствах, на которые ссылается истец.
В ходе рассмотрения дела судебной коллегией принято решение о переходе к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции.
ФИО19 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
ФИО20., представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в виду следующего.
Как следует из материалов дела, 06 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение N 1072-р "Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки в районе Севастопольской зоны ЮБК обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Терра-Юг".
На основании данного распоряжения СГГА, 24 мая 2013 года ФИО21 выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок N N, расположенный в г. "адрес", с целевым назначением - для индивидуального дачного строительства, общей площадью 0,1 га.
09 января 2014 года между ФИО22 и ФИО23 заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.
Таким образом, в настоящее время лицом, в чьем владении находится спорный земельный участок, является ФИО24
Поскольку правоотношения по приобретению и передаче в собственность спорного земельного участка возникли в соответствии с нормами Земельного кодекса Украины, который действовал на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, данный спор подлежит рассмотрению с учетом положений указанного Кодекса.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины устанавливается обязанность граждан, которые заинтересованы в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания дома, хозяйственных построек и сооружений, обратиться с соответствующим ходатайством к соответствующим районным, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельских, поселковых городских советов по месту нахождения земельных участков. По результатам такого обращения уполномоченный орган принимает соответствующее решение.
Как указывалось выше, решение о передаче бесплатно в собственность граждан земельного участка, принимается уполномоченным на то органом.
При этом, из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 13 ноября 1975 года N 361 "Об установлении новых районов в некоторых городам Украинской ССР" в г. Севастополе создан Гагаринский район. Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08 февраля 1977 года N 3/93 "О границах районов в г. Севастополе" утверждены границы Ленинского, Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского района. Согласно решению Севастопольского городского Совета от 13 декабря 1995 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана г. Севастополя до 2025 года" спорный земельный участок находится в границах города Севастополя (Балаклавский район).
Исходя из установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что расположение спорного объекта недвижимого имущества отнесено к границам Балаклавского района города Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о передаче в собственность Дачно-строительному кооперативу "Терра-Юг" земельного участка, в состав которого входит и спорный участок, разрешен неуполномоченным на то лицо, то есть Севастопольской городской государственной администрацией, а не Севастопольским городским Советом.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения, которые подтверждают обращение ФИО25 с соответствующим заявлением в Севастопольский городской Совет с требованиями о выделении ему бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального дачного строительства. Относительно ответчика отсутствуют акт индивидуального действия - соответствующее решение сессии Севастопольского городского Совета о передаче в собственность спорного земельного участка.
Судебная коллегия также отмечает, что незаконно переданный Дачно-строительному кооперативу "Терра-Юг" на основании распоряжения Севастопольского городской государственной администрации N 1072-р земельный участок общей площадью 0,6 га затрагивает также права и интересы третьих лиц.
Частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Земельный участок площадью 6,0 га, в состав которого входит спорный земельный участок, согласно пункту 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины и планово-картографических материалов лесоустройства 1999 г. относится к землям лесного фонда.
Данный земельный участок на основании решения исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов N 7/221 от 03 марта 1979 года и решения исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся N 25-п от 01 ноября 1966 года передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу.
В настоящее время указанный земельный участок относится к землям государственного лесного фонда ГКУ "Севастопольское лесничество" и находится в квартале 15 выделе 26 Орлиновского лесничества.
В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией N 1072-р от 06 апреля 2010 года фактически изменено целевое назначение земельного участка, который находится в постоянном пользовании казенного учреждения, изъятие земельного участка в установленном законом порядке у постоянного пользователя не осуществлялось.
Исходя из изложенного, как ответчик ФИО26, так и ФИО27 незаконно осуществляли и продолжают осуществлять в отношении спорного земельного соответствующие права собственности в отсутствие на то законных оснований.
Таким образом, подлежит защите нарушенное право истца, поскольку спорный земельный участок выбыл из собственности города Севастополя в нарушение процедур предоставления гражданам бесплатно земельных участков. Данное право подлежит защите путем изъятия земельного участка из чужого незаконного владения ФИО28
Статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности.
В связи с указанным, свидетельство, выданное на имя ФИО29 о праве собственности на спорный объект недвижимого имущества подлежит также признанию недействительным.
Исходя из изложенного, требования искового заявления являются обоснованными и доказанными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что исковое заявление подано ненадлежащим истцом по делу, а именно Главным управлением имущественных и земельных отношений, судебная коллегия отклоняет в виду следующих обстоятельств.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Из пункта 1.1. Положения о Главном управлении имущественных и земельных отношений (далее - Севимущество), утвержденного Распоряжением и.о. Губернатора города Севастополя от 15 августа 2014 года N 129 следует, что Севимущество является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим исполнительно - распорядительные функции по управлению и распоряжению имуществом, являющимся собственностью города федерального значения Севастополя.
Согласно пунктам 2.1., 2.6. названного Положения к основным задачам Севимущества относятся, в частности, разработка и реализация государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Севастополя, приватизации имущества города Севастополя, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Севастополя, использования и учета земель на территории города Севастополя; осуществление защиты имущественных прав города Севастополя, в том числе в сфере признания имущества бесхозяйным имуществом, выморочным имуществом, самовольной постройкой, освобождения земельного участка и признания права собственности отсутствующим, признания права собственности города Севастополя на самовольную постройку и иные требования.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящиеся в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, исходя из того, что ответчик владеет спорным земельным участком, который расположен на территории города федерального значения Севастополь, чем нарушает права и интересы государства как собственника, Главное управление имущественных и земельных отношений, являющееся подведомственным Правительству Севастополя исполнительным органом, правомерно обратилось с иском в суд.
В настоящее время Главное управление имущественных и земельных отношений на основании Указа губернатора города Севастополя N 66-УК от 17 июня 2015 года реорганизовано путем присоединения к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о том, что заявленные исковые требования не подлежат разрешению в отсутствие признания распоряжения Севастопольского городского совета N 1072-р и договора купли-продажи спорного земельного участка недействительным в судебном порядке, поскольку в силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Судебная коллегия также полагает, что довод апелляционной жалобы относительно того, что у суда отсутствуют полномочия по проверке законности действий органа иностранного государства, направлен на иное понимание норм материального права, поскольку в данном случае, осуществлена проверка законности действий государственного органа, действующего до проведения общекрымского референдума, действиями которого нарушены интересы города федерального значения Севастополя.
Приведенные доводы в апелляционной жалобе о том, что ФИО30 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, не нашли своего подтверждения в ходе разрешения спорных отношений.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С целью распределения судебных расходов, судебная коллегия считает необходимым взыскать с каждого из ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 27 января 2016 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым:
- признать недействительным выданное ФИО31 свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 24 мая 2013 года на земельный участок, расположенный по адресу: N, площадью 0,1 га, кадастровый номер N;
- истребовать в государственную собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО32 земельный участок расположенный по адресу: "адрес", площадью 0,1 га, кадастровый номер N.
Взыскать с ФИО33, ФИО34 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 руб. с каждого.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.