Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Андрейченко А.А.
Козуб Е.В.
при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.
при участии:
К.В.В.,
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное): Н.Н.В.,
прокурора В.А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 31 марта 2016 года по делу N33-1865/16 (N2-915/2016)
по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района города Севастополя
в интересах К.В.В.
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное)
о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периода трудовой деятельности в страховой стаж,
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2016 года прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился с иском в интересах К.В.В. - инвалида Великой Отечественной войны 1 группы, который в силу преклонного возраста не имеет возможности для представления своих интересов в суде, просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) N от 15 октября 2015 года об отказе К.В.В. в назначении пенсии, обязав ответчика включить период работы К.В.В. в отделе Государственной службы охраны при УМВД Украины с 14 июня 1985 года по 01 июля 1989 года в страховой стаж.
Требования мотивированы тем, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе необоснованно не принята справка N от 21 июля 2015 года, выданная МВД России ФГКУ "Управление вневедомственной охраны" Управления Министерства внутренних дел РФ по городу Севастополю, подтверждающая наличие оснований для включения в общий страховой стаж К.В.В. спорного периода его работы в отделе Государственной службы охраны при УМВД Украины.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 31 марта 2016 года исковые требования прокурора Гагаринского района города Севастополя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене, принятии по делу нового решения об отказе прокурору Гагаринского района в городе Севастополе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В частности, заявитель апелляционной жалобы отмечает, что действия ответчика по отказу К.В.В. в назначении пенсии по старости в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" были законны и обоснованы, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж период работы К.В.В. с 14 июня 1985 года по 01 июля 1989 года в отделе Государственной службы охраны при УМВД Украины, поскольку указанный орган ликвидирован 10 декабря 2014 года без правопреемников, а справка, подтверждающая указанный период работы, выдана неуполномоченным органом, поскольку у ФГКУ "Управление вневедомственной охраны" Управления Министерства внутренних дел РФ по городе Севастополю отсутствует договор с Государственным архивом о депозитарном хранении документов о стаже и заработной плате ликвидированных предприятий, на базе которых они созданы без правопреемников.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и прокурор возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель ответчика настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в ней, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебной коллегией бесспорно установлено, что К.В.В. является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
К.В.В. обратился в Пенсионный фонд Российской Федерации в городе Севастополе с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, однако решением N от 15 октября 2015 года ему было отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов).
Судом первой инстанции бесспорно установлено, что основанием для такого решения послужил тот факт, что ответчиком не был засчитан в страховой стаж К.В.В. период его работы в Отделе охраны при Гагаринском РОВД УМВД Украины в городе Севастополе в должности сторожа с 14 июня 1985 года по 01 июля 1989 года, поскольку в подтверждение спорного периода работы К.В.В. была представлена справка, выданная неуполномоченным органом.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Гагаринского района города Севастополя и признавая решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) N от 15 октября 2015 года не соответствующим требованиям действующему законодательству, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, ставя под сомнение предоставленную К.В.В. справку Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю", не представил каких-либо данных, объективно свидетельствующих о недостоверности содержащихся в данной справке сведений.
С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия исходя из следующего.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе, отказывая К.В.В. в назначении страховой пенсии исходил из того, что предоставленная истцом справка N от 21 июля 2015 года, выданная ФГКУ "Управление вневедомственной охраны" УМВД Российской Федерации по г.Севастополю не может быть учтена, поскольку отдел Государственной службы охраны при УМВД Украины в городе Севастополе ликвидирован 10 декабря 2014 года без правопреемников.
Согласно распоряжению Правительства Севастополя от 29 мая 2015 года N450-РП, с целью защиты конституционных прав граждан, поручено юридическим лицам частной формы собственности в установленном порядке выступать держателями архивных документов, оказавшихся в их владении и созданных в процессе деятельности юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с вхождением города Севастополя в состав Российской Федерации.
Таким образом, при заключении предприятиями различных форм собственности договора с Государственным архивом о депозитарном хранении документов о стаже и заработной плате ликвидированных предприятий, на базе которых они созданы без правопреемников, такие предприятия имеют право выдавать справки о стаже и заработной плате для назначения пенсии бывшим работникам ликвидированных предприятий.
Согласно Письму "О принятии органами ПФР архивных справок и копий документов, выданных организациями" (Федеральное архивное агентство от 08.10.2004г. N3/1811-К; Пенсионный фонд Российской Федерации от 05.10.2004г. "ГБ-25-25/10734) территориальным органам Пенсионного фонда рекомендовано принимать к рассмотрению выданные организациями архивные справки и копии документов, при наличии в учредительных документах данных организаций положений об их ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников, и о выдаче гражданам для целей пенсионного обеспечения архивных справок и копий документов.
Поскольку представленная справка N155 от 21 июля 2015 года, выданная ФГКУ "Управление вневедомственной охраны" УМВД Российской Федерации по городу Севастополю не содержала сведений, подтверждающих право указанной организации выдавать архивные документы, кроме того, она не содержит ссылок на конкретные документы, на основании которых в справке указана информация о периоде работы К.В.В., у ответчика отсутствовали правовые основания для включения в страховой стаж работы пенсионера спорный период.
При таких обстоятельствах, решением ответчика К.В.В. в назначении страховой пенсии по старости отказано правомерно, поскольку в данном случае имеет место спор о праве К.В.В. на получение данного вида пенсии, который подлежит разрешению в судебном порядке.
Вместе с тем, разрешая заявленные прокурором Гагаринского района города Севастополя требования в части возложения на ответчика обязанности назначить К.В.В. страховую пенсию, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Часть 1 статьи 8 Закона "О страховых пенсиях" устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет шесть лет (часть первая статьи 35 Закона).
Как уже отмечалось выше, К.В.В. является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны.
Вместе с тем, военные пенсионеры имеют право на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваемой Пенсионным фондом.
К необходимым условиям для получения права на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), в силу требований статьи 8, частей 1-3 статьи 35 Закона "О страховых пенсиях", части 4 статьи 7 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" относятся:
-достижение общеустановленного пенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин);
-наличие минимального размера страхового стажа (в 2015 году - шесть лет, с ежегодным увеличением продолжительности страхового стажа на один год до достижения в 2024 году 15 лет).
При этом в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению военной пенсии, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет;
-наличие минимально установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30).
Согласно части 1 статьи 14 Закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 11 названных Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Трудовая книжка К.В.В. имеет подтеки, что привело к нечитаемости произведенных записей в центре книжки, однако, хорошо видно номера произведенных записей, их даты, основания для внесения записей (номера и даты соответствующих приказов). Указанные записи за спорный период времени, подтверждаются копией трудовой книжки К.В.В., изготовленной в машинописном виде, а также справкой N от 21 июля 2015 года (л.д.17).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для включения в страховой стаж К.В.В. период его работы с 14 июня 1985 года по 01 июля 1989 года в Отделе государственной службы охраны при УМВД Украины в городе Севастополе, поскольку они подтверждаются совокупностью представленных письменных доказательств.
Исследовав имеющиеся доказательства, в их совокупности, коллегия судей пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания не соответствующим действующему законодательству решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) N от 15 октября 2015 года, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 31 марта 2016 года по делу N33-1865/16 (N2-915/2016) в части признания несоответствующим действующему законодательству решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) N180 от 15 октября 2015 года отменить, принять в указанной части новое решение:
"В удовлетворении исковых требований о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) N от 15 октября 2015 года об отказе К.В.В. в назначении пенсии не соответствующим действующему законодательству отказать".
В остальной части решение Ленинского районного суда города Севастополя от 31 марта 2016 года по делу N33-1865/16 (N2-915/2016) оставить без изменения.
Определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
Е.В. Козуб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.