судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Андрейченко А.А., Козуб Е.В.
при секретаре: Кондратовой Е.В.
при участии:
представителя административного истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кардаш И.Л. к государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Сухарь Е.А. о признании решения об отказе в государственной регистрации права незаконным, обязании органа регистрации права произвести государственную регистрацию, по апелляционной жалобе Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
04 марта 2016 года Кардаш И.Л. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что она является собственником квартиры N "адрес", кадастровый N. 26.10.2015 г. Кардаш И.Л. обратилась к ответчику за регистрацией права собственности на указанную квартиру, предоставив все необходимые документы, однако, 09.12.2015 года с исх. N было принято решение об отказе в государственной регистрации.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2016 года административный иск удовлетворен.
Признано незаконным решение об отказе в государственной регистрации N от 09.12.2015.
Обязано Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить регистрацию права на квартиру N в жилом доме "адрес", кадастровый N за Кардаш И.Л..
На данное решение представителем ответчика подана апелляционная жалоба, которая мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель административного истца в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Административный ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, Кардаш И.Л., на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 14.03.2006 г., выданного Квартирно-эксплуатационной частью Ялтинского района Одесского военного округа, принадлежит квартира N "адрес", общей площадью 38.1 м.кв. (л.д.11).
Свидетельство выдано согласно распоряжения (приказа) N от 14 марта 2006 года, согласно которого удовлетворено заявление Кардаш И.Л. о передаче в частную собственность указанной квартиры (л.д. 12).
Квартира поставлена на кадастровый учет Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя 17.10.2014 г., ей присвоен кадастровый N и выдан кадастровый паспорт N (л.д.14).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в государственной регистрации является безосновательным и нарушает права истца на оформление имущества в собственность.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, указывая следующее.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12-1 этого же Федерального конституционного закона установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений территории города Севастополя" установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности, право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
Постановлением Правительства г.Севастополя N 202 от 07.08.2014 г. утвержден перечень документов подтверждающих ранее возникшие права, к числу которых отнесены, в частности, государственные акты; свидетельства о праве собственности; акт органа государственной власти или местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Из анализа указанных законоположений и установленных судом обстоятельств следует, что истец для регистрации права представила правоустанавливающие документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права.
Отказывая истцу в государственной регистрации права на основании абз. 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", административный ответчик сослался на то, что при осуществлении правовой экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 13 Закона о регистрации было установлено, что свидетельство о праве собственности от 14.03.2006 г. в установленном порядке не зарегистрировано. При этом, ответчиком в Управление жилищной политики г. Севастополя был направлен запрос, из ответа на который усматривается, что в составе переданного архива документы, подтверждающие приватизацию квартиры истца, отсутствуют.
Судебная коллегия обращает внимание, что ст.20 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен исчерпывающий перечень оснований, для отказа в регистрации, который является исчерпывающим.
Вместе с тем, исходя из установленных обстоятельств и указанных выше положений Федерального конституционного закона и закона города Севастополя, оснований для отказа в регистрации права истца по причине того, что свидетельство о праве собственности от 14.03.2006 г. в установленном порядке не было зарегистрировано до 21.03.2014 г. у административного ответчика не имелось, поскольку данное основание не корреспондирует положениям абз. 4,10 п.1 ст.20 Закона о регистрации.
Следует также отметить, что законодательство Украины касательно государственной регистрации прав на недвижимое имущество в исследуемый период, определив обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не определяло конкретный срок такой регистрации и правовые последствия, которые возникали с момента государственной регистрации права, поскольку именно с этого момента возникало право собственности и соответствующие ему права и обязанности.
Истец обратилась за государственной регистрацией права в связи с его переходом в порядке приватизации, представив правоустанавливающие документы, надлежащее оформление которых ответчик не оспаривает, при этом сведениями, свидетельствующими об отмене или оспаривании права Кардаш И.Л. на указанную квартиру, признании недействительным распоряжения органа приватизации, отсутствием у указанного органа полномочий по распоряжению имуществом либо наличие на объект регистрации права собственности у иного лица -не обладает.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, были предметом исследования суда первой инстанции, обоснованность выводов не опровергают и не дают оснований для отмены решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.