Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б.,
судей Глазовой Н.В., Квасовой О.А,
при секретаре М.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску Ж.О.А. к ДИЗО Воронежской области:
о признании недействительным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 августа 2015 года N 52-17-10678з об отказе в согласовании возможности формирования земельного участка, расположенного по адресу: - для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства;
о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: - для последующего предоставления данного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства;
о признании недействительным решения от 27 ноября 2015 года N 52-17-14965з об отказе в предоставлении в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу;
о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу- после постановки данного участка на государственный кадастровый учет
по апелляционной жалобе представителя истца Ф.А.М.
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 29 января 2016 года
(судья Шумейко Е.С.)
установила:
Ж.О.А. обратилась в суд к ДИЗО Воронежской области с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что является многодетной матерью и относится к льготной категории граждан, имеющих право на предоставление ответчиком в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Она обратилась к ДИЗО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу - для последующего предоставления данного участка в собственность истцу под индивидуальное жилищное строительство, в чем ей было отказано со ссылкой на несоответствие выбранного участка нормативам жилищного градостроительства. Указано, что по мере формирования земельных участков ей в порядке очередности будет направлено уведомление о предоставлении земельного участка (л.д.19-20).
На её обращение с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка последовал отказ в связи с тем, что данный участок не сформирован (л.д.21).
Полагая, что права истца в отказе формирования и предоставления земельного участка в собственность были нарушены, просила:
признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 августа 2015 года N 52-17-10678з об отказе в согласовании возможности формирования земельного участка, расположенного по адресу: - для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства;
обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: - для последующего предоставления данного участка в собственность истцу бесплатно для индивидуального жилищного строительства;
признать недействительным решение ответчика от 27 ноября 2015 года N 52-17-14965з об отказе в предоставлении истцу в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу;
возложить обязанность предоставить истцу в собственность земельный участок, расположенный по адресу: - после постановки данного участка на государственный кадастровый учет (Л.д. 7-13).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 29 января 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований истцу по основаниям несоблюдения истцом очередности в получении земельного участка в списке многодетных семей, поскольку она не может быть поставлена в более выгодное положение по сравнению с другими включенными в реестр лицами (Л.д. 56, 57-60).
Ж.О.А. в лице своего представителя Ф.А.М. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения ввиду не определения судом имеющих значение для дела обстоятельств, неправильного применения норм материального права, в частности п.7 ст. 13 Закона Воронежской области N25 ОЗ от 13.05.2008 года "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", нарушения процессуальных норм, поскольку по основанию нарушения очередности истцу не было отказано в предоставлении земельного участка. Кроме того, судом необоснованно отвергнуто право истца на самостоятельный поиск земельного участка и его формирование, просит принять по делу новое решение (Л.д. 73-75).
В судебное заседание явились: представитель истца Ж.О.А. - Ф.А.М., представитель ответчика ДИЗО Воронежской области - Ш.Е.В.
В судебное заседание не явилась истец Ж.О.А., которая согласно заявлению просила рассмотреть ее апелляционную жалобу без ее участия.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Ж.О.А. -Ф.А.М., представителя ответчика Ш.Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, истец согласно приказу ответчика N 876-з от 23 июля 2013 года включен в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков с 29 марта 2013 года (Л.д.52).
Ответом ДИЗО от 28 августа 2015 года N 52-74-10678з истцу сообщено, что формирование земельного участка по адресу: -под индивидуальное жилищное строительство не обоснованно (Л.д. 19-20).
В последующем истец обратилась к ответчику с заявлением от 05 ноября 2015 года о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: - под индивидуальное жилищное строительство по льготной категории "Многодетные граждане" (Л.д. 43).
Письменным сообщением ответчика от 27 ноября 2015 года N 32-17-14965з, истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: - под индивидуальное жилищное строительство в связи с невозможностью его формирования (Л.д. 71).
Согласно подпункту 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На основании ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
К числу таких законов относится Закон Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Согласно пункту 5 ст. 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, имеющие трех и более детей.
В соответствии с пунктами 6, 7 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ, при осуществлении уполномоченными органами учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В случаях, предусмотренных пунктами 5 и 16 части 1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется вне очереди.
Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ, в соответствии с которой Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года.
Предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя.
Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются правительством Воронежской области.
Уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в Реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка.
(в ред. закона Воронежской области от 19.06.2015 N 117-ОЗ)
В случае согласия многодетного гражданина на получение в собственность указанного в предложении земельного участка уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 15 календарных дней со дня получения письменного согласия принимают решение о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, которое направляет многодетному гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении.
(в ред. закона Воронежской области от 19.06.2015 N 117-ОЗ)
В случае отказа многодетного гражданина от предложенного ему земельного участка или непредставления письменного согласия на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменного отказа от предложенного земельного участка в установленный частью 8 настоящей статьи срок данный земельный участок предлагается другим многодетным гражданам, включенным в Реестр, в порядке очередности.
Многодетному гражданину, отказавшемуся от предложенного земельного участка или не представившему письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка, предлагаются другие земельные участки из перечня земельных участков.
В случае отсутствия на территории поселения или городского округа свободных земельных участков с письменного согласия многодетного гражданина ему может быть предоставлен земельный участок на территории другого муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1.14 и 2.3, 2.5 и 2.6 Постановления Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845 "Об утверждении порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области" реестровая запись содержит следующие сведения:
номер реестровой записи и дата присвоения реестрового номера;
Реестр формируется в хронологическом порядке, состоит из групп в соответствии с указанным в заявлении целевым использованием земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства.
Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя.
В случае если в один и тот же день были зарегистрированы заявления и документы нескольких заявителей на предоставление земельного участка, то реестровый номер присваивается в порядке поступления заявлений и документов.
Анализ вышеизложенных норм позволяет сделать вывод о том, что условием реализации прав многодетных граждан на получение бесплатно в собственность земельных участков, включенных в реестр, является соблюдение установленной в нем очередности.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, реализация прав одних граждан не должна умалять права и интересы других. Выбор и передача земельных участков гражданам осуществляется по процедуре распределения участков в порядке очередности подачи заявлений с учетом количества сформированных земельных участков, самостоятельное формирование земельных участков за счет собственных средств граждан с целью их последующего предоставления в собственность многодетным семьям вне очереди Закон Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ не предусматривает, вместе с тем наличие такого права не влечет само по себе безусловную обязанность Департамента имущественных и земельных отношений предоставить по его требованию любой выбранный земельный участок.
Ссылка в апелляционной жалобе на п.3 Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений N1907 от 28.12.2010 года несостоятельна, так как данный документ утратил силу в связи с изданием 28.07.2015 года Приказа ДИЗО N1257.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право самостоятельного формирования земельного участка с целью его дальнейшего предоставления в собственность бесплатно ошибочны и противоречат нормам действующего законодательства, в том числе Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку как указано выше, в соответствии с требованиями п. 5 ст. 5 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются правительством Воронежской области, т. е в данном случае в соответствии с постановлением Правительства Воронежской обл. от 03.10.2012 N 886 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Воронежской области" обязанность по формированию земельных участков возложена на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом решения и отсутствии оснований к удовлетворению жалобы истца.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 29 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ж.О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.