судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.
судей Глазовой Н.В., Трофимовой М.В.
при секретаре Мурашко А.А., -
с участием прокурора Колесовой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по заявлению военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Татариновой И.В. о признании незаконным решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от 03.04.2015 года "Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в первоочередном порядке,
по апелляционной жалобе начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
по апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 января 2016 года
(судья районного суда К.А. Галкин)
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона в интересах Татариновой И.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" незаконным, обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять Татаринову И.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в первоочередном порядке с составом семьи: Татаринова И.В., сын - ФИО1, мотивировав заявленные требования тем, что Татаринова И.В. является вдовой военнослужащего ФИО1, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы в результате ДТП. После гибели мужа Татаринова И.В. обратилась во 2-й отдел (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как член семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, а также постановке на учет нуждающихся, однако решением N/Н/15 от ДД.ММ.ГГГГ начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что ФИО1 относился к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями. Считая данный отказ незаконным, полагает, что право Татариновой И.В. быть принятой на учет нуждающихся в жилом помещении основывается на положениях ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поэтому оспариваемое решение является необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, обеспечивающего права и гарантии членов семьи погибших военнослужащих (т.1 л.д.5-10).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 03 августа 2015 года заявленные требования военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Татариновой И.В. были удовлетворены (т.1 л.д.97,98-104).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 10 декабря 2015 года решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 03 августа 2015 года отменено, гражданское дело направлено в Ленинский районный суд г. Воронежа на новое рассмотрение (т.1 л.д.150,151-154).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 января 2016 года заявленные требования военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Татариновой И.В. были удовлетворены (т.1 л.д. 203,204-213).
В апелляционных жалобах начальника 2-го отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного и незаконного ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Апеллянты указывают, что обязательным условием для предоставления Татариновой И.В. жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" является признание непосредственно ФИО1 нуждающимся в жилом помещении на момент гибели, тогда как ФИО1 до наступления смерти нуждающимся в жилом помещении в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" не признавался, общая продолжительность военной службы на момент смерти ФИО1 составляла 19 лет в календарном исчислении (т.1 л.д.221-224,242-245).
В суде апелляционной инстанции представитель Татариновой И.В. - адвокат ФИО2 просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в поступивших от них заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившегося участника процесса, заслушав прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Татаринова И.В. является вдовой военнослужащего подполковника ФИО1, умершего в период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ, на момент смерти общая продолжительность военной службы ФИО1 в календарном исчислении составила 19 лет 8 месяцев.
Из материалов дела следует, что вдова военнослужащего Татаринова И.А. и ее несовершеннолетний сын - ФИО1, 2006 г.р., проживают в служебной квартире, предоставленной погибшего в период прохождения военной службы ФИО1, в связи с прохождением военной службы, других жилых помещений на праве собственности и ином законном основании не имеют (т.1 л.д.61-62,35-137).
ДД.ММ.ГГГГ Татаринова И.В. обратилась во 2-й отдел (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии ее с составом семьи 2 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения венной службы (т.1 л.д.11-12).
Решением начальника 2-го отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи два человека, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации (т. 1 л.д.13-15).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным прокурором в интересах Татариновой И.В. требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 2, 3,15, 2,51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, установив нуждаемость Татариновых в улучшении жилищных условий как на момент смерти ФИО1, так и в настоящее время, исходил из того, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на правильной оценке представленных доказательств по делу, отвечающих требованиям ст. 67 ГПК Российской Федерации, и правильном толковании норм материального права.
Так, в силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 27.05. 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с данным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Доводы апелляционных жалоб о том, что семья погибшего военнослужащего ФИО1 при его жизни нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась и на жилищном учете не состояла, поэтому отсутствуют основания, предусмотренные п. 3.1. ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих", для предоставления Татариновой И.В. жилого помещения по договору социального найма, не основаны на законе, поскольку из содержания положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
По смыслу нормы пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05. 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от продолжительности его военной службы. Данное условие (продолжительность военной службы 10 лет и более) предусмотрено названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, апелляционную жалобу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.