Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Глазовой Н.В., Трофимовой М.В.,
с участием адвокатаТИ.В.,
при секретаре Мурашко А.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по исковому заявлению ЯВА к Департаменту социальной защиты В. области, Департаменту имущественных и земельных отношений В. области о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение и заключить договор социального найма
по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности МИ.С.
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 29 марта 2016г.
(судья райсуда Михина Н.А.),
УСТАНОВИЛА:
ЯВ.А. обратился в суд сиском к ответчикам, просит обязать Департамент социальной защиты В. области предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, Департамент имущественных и земельных отношений В. области заключить договор социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты В. области, указав, что является инвалидом 3 группы по заболеванию - туберкулёз. Приказом N ... от ... г. Департамента труда и социального развития В. области он поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда В. области с ... г. по категории: больные заразными формами туберкулёза, составом семьи 3 человека (он, жена и сын). Однако до настоящего времени жилое помещение ему не выделено (л.д. 4-7).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 29 марта 2016г. исковые требования ЯВ.А. удовлетворены (л.д.58, 59-61).
В апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности МИ.С. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права(л.д. 64-66).
В суде апелляционной инстанции представитель ЯВ.А. адвокат ТИ.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав адвоката ТИ.В., исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилыхпомещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
При этом для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к которым, в том числе, отнесены заразные формы туберкулеза.
Статьей 14 Федерального закона от 18.06.2001г. N77-ФЗ "Опредупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" установлено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу Закона Воронежской области от 09.10.2007г. N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" (в ред. Закона Воронежской области от 03.12.2013г. N 173-03) на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях категории граждан, в том числе, больные заразными формами туберкулеза, проживающие в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, а также семьи, имеющие ребенка, больного заразной формой туберкулеза (ст. 1).
Статьей 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. N 93-ОЗ определено, что жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области. Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением. Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется уполномоченным органом.
Законом Воронежской области от 09.10.2007г. N93-ОЗ такжеустановлено, что гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены ч.2 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются вне очереди. По договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства.
В соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007г. N 93-ОЗ приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.03.2011г. N420/ОД утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма.
Указанным приказом отделу государственной политики в сфере предоставления жилья отдельным категориям граждан Департамента поручено обеспечить, в том числе, ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области в соответствии с утвержденным Положением и взаимодействие с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Названным Положением (п.2.1, 2.2) установлено, что постановка на учет и ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области, осуществляются Департаментом труда социального развития Воронежской области как уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области. Департамент труда и социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области осуществляет полномочия, в том числе, принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма в уполномоченном органе; представление в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма конкретному лицу.
Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований действующего законодательства, является основанием для заключения Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области соответствующего договора социального найма с гражданами в срок, установленный указанным решением (п.4.2 Положения).
В силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. N 365, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Департамент имеет право, в том числе, заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений (п. 4.11 Положения).
Правильно определив характер спорных правоотношений, проверив доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав положения жилищного законодательства, Закона Воронежской области от 09 октября 2007г. N93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец ЯВ.А. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма.
При этом, как верно указано судом, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как и другие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди,от обеспеченияжильемдругихочередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от даты включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории. Тот факт, что в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами и нормам материального права, которыми правильно руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности судебного решения, сводятся к субъективному толкованию норм права и не могут повлечь отменыпостановленного решения.
Ссылка в жалобе на то, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде В. области, на существо постановленного судом решения не влияет и не может повлечь его отмены. Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие свободных изолированных помещений в государственном жилищном фонде В. области, ни в суд первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции ответчиками не представлено и в материалах дела не имеется.
Кроме того, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Нормы материального права применены и истолкованы судом верно, доводы апелляционной жалобы в этой части не нашли своего подтверждения.
Таким образом, судом дана надлежащая оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для дела, и представленным доказательствам.
Учитывая изложенное, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 29 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя Департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности МИ.С.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.