Воронежский областной суд в составе
председательствующего - судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.,
с участием представителя административного истца открытого акционерного общества "*" Ч.С.А., - рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску открытого акционерного общества "*" к Управлению Росреестра по Воронежской области, правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
24 марта 2016 года представитель ОАО "*" в лице * - филиала ОАО "*" по доверенности К.В.В. обратилась в суд с названным выше административным иском, указывая, что административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером * площадью * кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: очистные сооружения (участок N 2), расположенным по адресу: *.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * руб..
Ссылаясь на то, что в настоящее время как собственник земельного участка административный истец обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010г. N 1109 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Воронежской области", которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости, ОАО "*" просит установить в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере * руб., установленную в отчете оценщика ООО "*" С.В. С. по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости - 01 января 2009 года.
Определением Воронежского областного суда от 25 марта 2016 года вышеуказанный административный иск был принят к производству Воронежского областного суда судьей Селиверстовой И.В. и по нему возбуждено административное дело. К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено правительство Воронежской области.
Определением Воронежского областного суда от 11 апреля 2016 года указанное административное дело было принято к производству судьи Воронежского областного суда Раковой В.Е. по первой инстанции.
Определением Воронежского областного суда от 11 апреля 2016 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости - 01 января 2009 г., производство по делу приостановлено до получения результатов экспертизы.
30 июня 2016 года в адрес Воронежского областного суда поступило дело с заключением эксперта N * от 27 июня 2016 года, составленное на основании вышеуказанного определения Воронежского областного суда от 11 апреля 2016 года, согласно которому по состоянию на 01 января 2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * *) рублей.
Уведомлением от 30 июня 2016 года суд известил лиц, участвующих в деле, о получении результатов судебной экспертизы, и назначил проведение судебного заседания на 15-00 часов 21 июля 2016 года.
В настоящем судебном заседании определением суда, вынесенным в протокольной форме, производство по делу возобновлено.
Представитель административного истца открытого акционерного общества "*" Ч.С.А. настаивала на удовлетворении заявленного иска и просила установить в отношении земельного участка кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере * рублей.
Административные ответчики Управление Росреестра по Воронежской области, правительство Воронежской области, и заинтересованное лицо администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области своих представителей в судебное заседание не направили, о причине их неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Суд посчитал возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца Ч.С.А., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером * площадью * кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: очистные сооружения (участок N 2), расположенный по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 16 сентября 2004 года (л.д. 11).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 мая 2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * рублей (л.д. 12).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 по состоянию на 01 января 2009 года.
Согласно статье 24.18 ФЗ N 135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
03 апреля 2015 года ОАО "*" в лице * - филиала ОАО "*" обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 29 апреля 2015 года N * вышеназванное заявление было отклонено, после чего ОАО "*" в лице * - филиала ОАО "*" обратилось в суд (л.д 74-79).Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что определенные на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 результаты государственной кадастровой оценки влияют на определение размера земельного налога за земельный участок, находящийся на праве собственности у административного истца, в связи с чем у него имеется право на пересмотр его кадастровой стоимости.
На основании определения суда от 21 апреля 2016 года экспертом ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ" Г.В.В. была выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, по результатам чего составлено заключение.
Согласно заключению эксперта N * от 27 июня 2016 года по состоянию на 01 января 2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет *рублей (л.д. 131-143).
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет высшее экономическое образование и соответствующую квалификацию; прошел профессиональную переподготовку по программе "Оценка собственности", специализация "Оценка предприятия (бизнеса)", имеет стаж работы по данной специальности с 2006 года. Эксперт Г. В.В. предупреждена об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
Суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, в то время как представленный административным истцом отчет N *от 12 февраля 2015 года, составленное оценщиком ООО "*" С.В. С.вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиками рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью, а также по причинам, по которым он был отклонен комиссией по рассмотрению споров об установлении кадастровой стоимости..
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2009 года, определенной заключением судебного эксперта N * от 27 июня 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", суд
решил:
административный иск открытого акционерного общества "*" к Управлению Росреестра по Воронежской области, правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - частично удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером * площадью * кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: очистные сооружения (участок N 2), расположенного по адресу: *по состоянию на 01 января 2009 года в размере * рублей.
Датой подачи заявления считать 03 апреля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.