Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Коневой О.А.,
судей Золотаревой Ю.Г., Мудрой Н.Г.,
при секретаре Серебряковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Облученского района ЕАО Реснянского К.С. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14 апреля 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах Бессоновой А. А. к управлению по опеке и попечительству Еврейской автономной области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством отказать.
Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах Бессоновой А.А. с иском к управлению по опеке и попечительству ЕАО о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указал, что мать Бессоновой А.А., " ... "1981 рождения - Бессонова З.А. умерла " ... ", сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Бессонова А.А. в 2001 году окончила ПУ-5 пос. Теплоозерск Облеченского района ЕАО. С 2007 года имеет регистрацию в Приморском крае. В настоящее время отбывает уголовное наказание в " ... ". По информации управления по опеке и попечительству ЕАО по состоянию на 08.02.2016 Бессонова А.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит. Просил обязать управление по опеке и попечительству ЕАО включить Бессонову А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с законодательством.
Истица Бессонова А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесова Е.Ю. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что Бессонова А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать умерла, когда ей было 14 лет, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери.
Представитель ответчика управления по опеке и попечительству ЕАО Любина Ю.К. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Бессонова А.А. утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку её возраст значительно превышает 23 года. Кроме того, она зарегистрирована и проживала до момента отбытия уголовного наказания в Приморском крае.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Облученского района ЕАО Реснянский К.С. просил решение суда первой инстанции отменить.
Указал, что в ходе рассмотрения дела судом не дана оценка тому обстоятельству, что в период с 2002 по 2006 год Бессонова А.А. отбывала наказание в местах лишения свободы, не имела возможности реализовать своё право и до достижения возраста 23 лет встать на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Полагает, что наличие у Бессоновой А.А. с 2007 года регистрации на территории Приморского края не является основанием для отказа ей в реализации права на включение в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, Бессонова А.А. не является нанимателем, а также членом семьи нанимателя жилого помещения, в котором зарегистрирована.
В апелляционной инстанции прокурор Витютнев К.В. доводы апелляционного представления не поддержал.
Истица Бессонова А.А., представитель ответчика управления по опеке и попечительству ЕАО в апелляционную инстанцию не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2013), в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу данной статьи новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на истицу в случае обращения её в уполномоченные органы с целью постановки на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
В силу статьи 1 Закона ЕАО от 25.01.2013 N 228-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Еврейской автономной области" на территории Еврейской автономной области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти области, уполномоченным правительством области на управление специализированным жилищным фондом области, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются уполномоченным органом лицам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего закона, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством, формируемым органом опеки и попечительства, при наличии оснований, установленных законодательством.
Материалами дела установлено, что Бессонова А.А. родилась " ... "1981 в " ... " ЕАО. Её мать Бессонова З.А. умерла " ... ". Сведения об отце в запись акта о рождении внесены со слов матери.
Постановлениями администрации Облученского района ЕАО от 06.12.1995 N 478, от 06.08.1996 N В. назначен попечителем над несовершеннолетней сестрой Бессоновой А.А.
В материалах дела также имеются сведения о том, что Бессонова А.А. обучалась в ПУ-5 п. Теплоозерск в период с 08.10.1997 по 01.12.1998 и с 15.09.2000 по 26.06.2001.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку до достижения возраста 23 лет Бессонова А.А. с заявлением о постановке на учёт для обеспечения жилым помещением в компетентные органы не обращалась, после достижения возраста 23 лет она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, право на льготное обеспечение жилым помещением.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из вышеприведенной статьи первой, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицалось стороной истца, что Бессонова А.А. или её законные представители до достижения ею возраста 23 лет не обращались в компетентные органы с заявлением (устным либо письменным) о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, на данном учёте она не состояла.
Данное обстоятельство подтверждается также сообщениями администрации муниципального образования "Облученское городское поселение" от 13.07.2016 и мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО от 12.07.2016 N 3498, согласно которым Бессонова А.А. с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не обращалась, на учёте в качестве нуждающейся не состоит.
Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истицы до достижения 23-летнего возраста в соответствующие органы с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в заседание суда первой и апелляционной инстанций не представлено.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации Облученского района ЕАО от 06.08.1996 N 235 за несовершеннолетней Бессоновой А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: " ... ".
Кроме того, 25.09.1997 Бессоновой А.А. на основании решения исполкома администрации города Облучье от 18.09.1997 N 132 был предоставлен ордер на указанное выше жилое помещение.
Вместе с тем, Бессонова А.А. " ... "2000 снялась с регистрационного учёта по указанному адресу и выехала из квартиры, что подтверждается сведениями поквартирной карточки и адресной справкой, то есть отказалась от данного жилого помещения. В настоящее время Бессонова А.А. на территории ЕАО не зарегистрирована. С " ... "2007 она зарегистрирована в Приморском крае. В то время как в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и лицам из их числа жилое помещение предоставляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место их жительства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по включению истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Довод апелляционного представления о том, что отсутствие письменных обращений с просьбой поставить истицу на учёт до достижения ею возраста 23 лет вызвано объективной невозможностью обратиться с таким заявлением в связи с нахождением в местах лишения свободы признаётся судебной коллегией несостоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих невозможность подачи (направления) истицей такого заявления в период нахождения в местах лишения свободы, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Облученского района ЕАО Реснянского К.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.