Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 21 июля 2016 г. по делу N 33а-1073/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО10
при секретаре ФИО6,
с участием административного истца ФИО1, представителей: первого заместителя Министра внутренних дел - главнокомандующего внутренними войсками МВД России и Центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск МВД России (далее - ЦЖК ГК ВВ МВД России) - ФИО4, командира и жилищной комиссии войсковой части N - ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе указанного представителя главнокомандующего внутренними войсками МВД России и ЦЖК ГК ВВ МВД России на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий Центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск МВД Российской Федерации, связанных с отказом в утверждении решения жилищной комиссии войсковой части N о принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителей должностных лиц и жилищного органа в обоснование доводов апелляционной жалобы, а также административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9 и члены его семьи в период прохождения военной службы в 1996 году были обеспечены жилым помещением в г. Балашиха, общей площадью 43,6 кв.м.
В июне 2015 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, ФИО9 обратился с заявлением о принятии его и членов его семьи на жилищный учет по избранному месту жительства в г. Москве.
В связи с отказом в удовлетворении этого заявления ФИО9 обратился в суд.
Вступившим в законную силу решением Реутовского гарнизонного военного суда от 14 июля 2015 г. решение об отказе в принятии ФИО1 на жилищный учет признано незаконным и на жилищную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 и членов его семьи на жилищный учет.
Приказом главнокомандующего ВВ МВД России от 24 августа 2015 г. N л/с и командира войсковой части N от 5 октября 2015 г. N с/ч, ФИО9, общая продолжительность военной службы которого составляла более 28 лет, соответственно, уволен с военной службы на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и исключен из списков личного состава воинской части с 13 октября того же года.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 5 октября 2015 г., оформленным протоколом N 19, ФИО9 и члены его семьи (всего 3 человека) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем решением ЦЖК ГК ВВ МВД России от 18 декабря 2015 г., оформленным протоколом N 5, отказано в утверждении вышеуказанного решения жилищной комиссии войсковой части N.
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение ЦЖК ГК ВВ МВД России незаконным и обязать этот жилищный орган отменить свое решение и повторно рассмотреть вопрос об утверждении решения жилищной комиссии войсковой части N.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
Суд обязал ЦЖК ГК ВВ МВД России отменить вышеуказанное решение от 18 декабря 2015 г. об отказе в утверждении решения жилищной комиссии войсковой части N и повторно рассмотреть вопрос о его утверждении.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица и жилищного органа, не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда в связи с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. 15, 15.1 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), утверждает, что исчерпывающий перечень оснований для постановки на жилищный учет содержится в ст. 51 ЖК РФ.
По мнению автора апелляционной жалобы, исходя из требований ст. 23 Закона право на получение жилого помещения по избранному месту жительства обладают военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
В связи с этим считает, что обеспеченность ФИО1 и членов его семьи жильем выше учетной нормы в жилом помещении, расположенном по месту прохождения им военной службы, препятствует признанию их нуждающимися в жилье.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 14 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, необеспеченность военнослужащего и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства в совокупности с реальной возможностью сдать ранее предоставленное жилье является самостоятельным основанием для постановки такого военнослужащего на жилищный учет.
Из материалов дела усматривается, что ФИО9 поступил на военную службу по контракту до 1 января 1998 г. и в 2015 году подлежал увольнению с военной службы по возрасту. Общая продолжительность его военной службы на 1 августа 2015 г. составляла 28 лет, в связи с чем он имел право на обеспечение жилым помещением в вышеуказанном порядке.
В октябре 1996 года ФИО9 и членам его семьи по месту прохождения истцом военной службы была предоставлена двухкомнатная квартира в г. Балащихе, общей площадью 43,6 кв.м., находящаяся в муниципальной собственности.
Как указано выше, в связи с отказом жилищной комиссией войсковой части N в июне 2015 года в принятии его и членов его семьи на жилищный учет по избранному месту жительства в г. Москве ФИО9 обратился в суд.
Вступившим в законную силу решением Реутовского гарнизонного военного суда от 14 июля 2015 г. решение об отказе в принятии ФИО1 на жилищный учет признано незаконным и на жилищную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 и членов его семьи на жилищный учет.
Согласно приказу главнокомандующего ВВ МВД России от 24 августа 2015 г. N л/с ФИО9 уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Во исполнение вышеуказанного судебного акта жилищная комиссия войсковой части N приняла 5 октября 2015 г. решение, оформленное протоколом N 19, о принятии ФИО1 с составом семьи 3 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в г. Москве с 17 июня 2015 г.
В силу ч. 2 ст. ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии с приведенными положениями процессуального закона довод апелляционной жалобы об отсутствии у ФИО1 права состоять на жилищном учете по избранному месту жительства вследствие обеспеченности жилым помещением по месту военной службы более учетной нормы является несостоятельным.
Необоснованной является и ссылка представителя административного ответчика на ст. 23 Закона, поскольку в настоящем административном деле рассматривается вопрос оспаривания действий жилищного органа, связанных с постановкой на жилищный учет, а не с увольнением с военной службы.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО9, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющий реальную возможность сдать находящееся в пользовании его семьи жилое помещение, имеет право состоять на жилищном учете по избранному месту жительства.
В связи с этим суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 311 и п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 марта 2016 г. по административному иску ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя главнокомандующего внутренними войсками МВД России и Центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск МВД России ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно.
Председательствующий
ФИО8
Секретарь судебного заседания
ФИО6
25 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.