Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 мая 2016 г. по делу N 33а-711/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО7,
судей: ФИО8 ФИО6,
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N подполковника ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), связанных с отказом в выделении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
как видно из материалов дела, подполковник ФИО1, преподаватель военной кафедры при "МАТИ" - Российского государственного технологического университета имени ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а ДД.ММ.ГГГГ того же года зачислен в распоряжение командующего войсками МВО в связи с невозможностью своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части (не был обеспечен жилым помещением).
Департамент извещением от ДД.ММ.ГГГГ N на состав семьи 2 человека с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения распределил ФИО1 двухкомнатную квартиру общей площадью 66,2 кв.м. по адресу: "адрес".
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент отказал ФИО1 в предоставлении распределенной ДД.ММ.ГГГГ квартиры, поскольку он на должности преподавателя не состоит и права на дополнительную общую площадь жилого помещения не имеет.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Департамент оформить распределенную ему ДД.ММ.ГГГГ квартиру в собственность.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и удовлетворить заявление.
В обоснование апелляционной жалобы автор ссылаясь на ст. 19 Конституции РФ считает, что нарушено гарантированное ему равенство прав и свобод с другими военнослужащими, которые находясь в таких же условиях, как и он, ранее получили жилые помещения с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Обращает внимание на ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и считает, что суд не принял эту норму во внимание при разрешении спора.
Указывает, что административный ответчик пропустил срок на снятие его с жилищного учета в части льготы на дополнительную общую площадь жилого помещения и не доказал уважительность пропуска, как и обоснованность принятия решения, при этом ссылаясь на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Выражает мнение, что имеется односторонний отказ от гарантированных ему льгот, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, а в 2007 году достиг предельного возраста пребывания на военной службе и подлежал увольнению с военной службы с обеспечением жилого помещения. Поскольку жилым помещением Министерство обороны Российской Федерации его не обеспечило, то увольнение и зачисление в распоряжение было вызвано независящими от его воли обстоятельствам.
Ссылаясь на ст. 310 ГК РФ, предусматривающую недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", считает, что право на дополнительную общую площадь жилого помещения не утратил, так как является военнослужащим, поскольку до настоящего времени не исключен из списков личного состава воинской части. В подтверждение этого довода ссылается на пункт 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N.
Считает, что невыполнение требований закона в части обеспечения его жильем в период военной службы не освобождает государство от взятых на себя обязательств, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, и приводит содержания п. 5, 9 ст. 2, п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 10 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденную приказом МО РФ от 2000 г. N 80, п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации 30.09.2010 г. N 1280.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона.
Пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с данным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 названной статьи, и предусмотренного пунктом 2 этой же статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 28 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", что во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами права и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и, исходя из вышеизложенных обстоятельств дела, пришел к верному выводу, что военно-
служащие - преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, в отличие от офицеров в воинском звании полковник, ему равном и выше, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения ими военной службы на соответствующих должностях.
Данный вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой право на получение дополнительной общей площади жилого помещения по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы. Следовательно, прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ N).
К одному из таких специфических условий суд первой инстанции обоснованно отнес выполнение военнослужащим обязанностей военной службы на воинской должности преподавателя военной образовательной организации высшего образования.
Поскольку ФИО1 приказом командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N зачислен в распоряжение, и он не проходил военную службу в воинском звании полковника, ему равном и выше, а также перестал относиться к категории преподавателей, то максимальная площадь жилого помещения, на которую может претендовать заявитель с составом семьи 2 человека, составляет 45 кв.м. (18 х 2 + 9).
Учитывая, что общая площадь жилого помещения, распределенного заявителю, составляет 66,2 кв.м., то есть превышает установленную статьей 15.1 Федерального закона норму предоставления, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении этого жилого помещения ФИО1.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно.
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.