Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 30 июня 2016 г. по делу N 33а-938/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО6,
судей:
ФИО7
при секретаре ФИО4, с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе истца на решение 235 гарнизонного военного суда от 01 апреля 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление майора в отставке ФИО1 об оспаривании действий командира названной части, связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи ФИО5, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 приказом командующего войсками Западного военного округа от 03 сентября 2015 года N по состоянию здоровья уволен с военной службы и приказом командира войсковой части N от 30 октября того же года N исключен из списков личного состава воинской части с 20 января 2016 года.
Полагая свои права нарушенными, поскольку при исключении из списков личного состава части ему не было выдано вещевое имущество и непредоставлены отпуска за 2012, 2015 и 2016 год, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором, оспаривая приказ командира воинской части, просил обязать последнего его отменить.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично и обязал командира войсковой части N обеспечить истца вещевым имуществом, отказав в удовлетворении остальной части требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое, которым его административный иск удовлетворить в полном объеме.
В обоснование этого указывает, что рапорт о предоставлении отпуска он не писал, отпуск по личным обстоятельствам и основной отпуск за 2015 и 2016 год ему не предоставили, а также лишили права на увеличение продолжительности отпуска на количество суток, необходимое для проезда к месту его использования и обратно.
Ссылаясь на нормы Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), отмечает, что до обеспечения вещевым имуществом он не мог быть исключен из списков личного состава воинской части, а командованием не было разъяснено его право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Обращает внимание на то, что после признания негодным к военной службе он был освобожден от исполнения обязанностей военной службы до дня исключения из соответствующих списков, а порядок прибытия на службу до него не доводился.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, в силу п. 16 ст. 34 Положения, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Пунктом 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Установив, что при исключении из списков личного состава воинской части административный истец не был обеспечен вещевым имуществом, гарнизонный военный суд обоснованно возложил на командира войсковой части 61899 обязанность по его выдаче, восстановив тем самым его нарушенные права и свободы в полном объеме.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.
Действующее законодательство действительно не допускает возможности сокращения продолжительности или лишения военнослужащего основного отпуска в мирное время. Вместе с тем п. 1 ст. 29 Положения установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части. По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.
Как указано в п. 11 той же статьи, отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.
Таким образом, согласно буквальному содержанию и смыслу приведенных правовых норм решение вопросов очередности и времени предоставления каждому военнослужащему отпуска может быть принято исключительно командиром и оформлено путем издания соответствующего приказа, обязательного для исполнения всеми военнослужащими, что является одной из форм осуществления командиром своих властных полномочий в отношении подчиненных в процессе руководства воинской частью.
Согласно п. 16 ст. 29 Положения, предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ФИО1 с марта 2012 года проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части N, а с марта 2014 года был освобожден от исполнения обязанностей военной службы до дня исключения из списков личного состава воинской части.
Из содержания приказа командира войсковой части N от 30 октября 2015 года N следует, что административному истцу в период с 06 ноября по 05 декабря 2015 года предоставлен отпуск по личным обстоятельствам, а с 06 декабря 2015 по 19 января 2016 года основной отпуск за 2015 год.
В этот период времени ФИО1 на службу не прибывал и общие обязанности военнослужащего не исполнял, а поэтому вывод суда о том, что действия командования к нарушению каких-либо его прав на отдых не привели, является верным.
На основании п. 3 ст. 29 Положения права на основной отпуск за 2016 год истец не имел, а с рапортом о желании пройти профессиональную переподготовку, как это предусмотрено п. 4 приказа Министра обороны РФ от 21 октября 2015 года N 630 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", к командованию не обращался.
Право на основной отпуск за 2012 год было восстановлено решением 235 гарнизонного военного суда от 18 апреля 2013 года.
В связи с этим суд апелляционной инстанции находит проверяемое решение обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 235 гарнизонного военного суда от 01 апреля 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО6
Секретарь судебного заседания ФИО4
05.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.