Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания С.Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 июля 2016 года гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Петуховский район", муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад " " ... "", муниципальному казенному учреждению "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Администрации Петуховского района на решение Петуховского районного суда Курганской области от 19 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКДОУ детский сад " " ... "" и МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта администрации Петуховского района", выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований СанПиН 2.4.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений" в МКДОУ детский сад " " ... "".
Обязать МКДОУ детский сад " " ... "" устранить вышеперечисленные нарушения путем приведения их в соответствии с п.4.15, п.4.16, п.4.9, п.5.1, п.5.5, п.6.16.1, п.8.3, п.9.1, п.13.4, п.13.13, п.13.14, п.13.17 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений".
Обязать МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта администрации Петуховского района" организовать работы по устранению вышеперечисленных нарушений путем приведения их в соответствии с п.4.15, п.4.16, п.4.9, п.5.1, п.5.5, п.6.16.1, п.8.3, п.9.1, п.13.4, п.13.13, п.13.14, п.13.17 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений".
В случае недостаточности у МКДОУ детский сад " " ... "" собственных денежных средств для устранения перечисленных нарушений, возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Петуховского района Курганской области.".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора облпрокуратуры Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования "Петуховский район", муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад " " ... "", муниципальному казенному учреждению "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" (далее - Администрация Петуховского района, МКДОУ детский сад " " ... "", МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований с учетом их неоднократного изменения указывал, что в ходе проверки в МКДОУ детский сад " " ... "" выявлены многочисленные нарушения СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений", нарушающих права неопределенного круга лиц, а именно: в нарушение п.4.15 конструкция окон в 8-и групповых ячейках из 12, в зале для физкультурных и музыкальных занятий, в рекреациях не предусматривает возможность организации проветривания помещений, створки окон не открываются ввиду ветхости оконных рам, частично оконные рамы с наружной стороны заросли мхом; конструкция оконных блоков в 8-и групповых ячейках не плотная и пропускает наружные потоки холодных воздушных масс; в нарушение п.4.16 остекление окон выполнено не из цельного стеклополотна в зале для физкультурных и музыкальных занятий, в средней Б группе "Ягодка"; в нарушение п.4.9 входная дверь в группу для детей раннего возраста "Котята" на первом этаже детского сада закрывается неплотно, вследствие чего в приемную данной группы поступают потоки холодного воздуха; в нарушение п. 5.1 над всем зданием детского сада протекает кровля крыши; влажные пятна на потолке и нарушение целостности внутренней отделки потолка обнаружены в группах: "Солнышко", младшая "Б", старшая "Б"; в спальном помещении группы "Радуга" фотообои порваны, а также имеются следы от протекания кровли в коридоре около методического кабинета; в нарушение п. 5.5 в помещениях всех групп МКДОУ детский сад " " ... "" покрытие для пола (линолеум) имеет множественные повреждения, разрывы, что не позволяет производить качественную обработку пола влажным способом; при выходе на лестничную площадку со второго этажа имеются выбоины плиточного покрытия; в нарушение п.6.16.1 туалетные помещения для детей раннего возраста в группах "Ягодка" и "Котята" не обеспечены подводкой горячей воды и не обеспеченны достаточным количеством раковин; не оборудованы детские ванны и хозяйственные шкафы; в нарушение п.8.3 в приемном помещении группы "Радуга", в подготовительной группе отопительные приборы не оборудованы ограждающими устройствами; в нарушение п.9.1 в туалетной в младшей Б группе "Капелька" не функционирует система канализации ввиду её неисправности, на момент проведения эксплуатация указанной группы приостановлена с 18.02.2016 приказом заведующего; в нарушение п. 13.4 на пищеблоке не функционирует система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением; технологическое оборудование, являющееся источником выделений тепла, не оборудовано локальной вытяжной системой вентиляции; в нарушение п. 13.13 во всех группах МКДОУ детский сад " " ... "" используется эмалированная посуда (кастрюли, чайники для питьевой воды) с поврежденной эмалью; в нарушение п. 13.14 решетки для хранения столовой посуды во всех группах МКДОУ детский сад " " ... "" имеются следы ржавчины; в нарушение п. 13.17 в буфетных всех групп рабочие столы для посуды не имеют гигиенического покрытия, что не позволяет проводить их мытье с использованием дезинфицирующих средств. Указанные нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", что влечет за собой угрозу для безопасности жизни и здоровья воспитанников указанного учреждения.
Просил признать незаконным бездействие МКДОУ детский сад " " ... " и МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района", выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений СанПиН 2.4.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений" (далее - СанПиН) в МКДОУ детский сад " " ... "". Обязать МКДОУ детский сад " " ... "" устранить вышеперечисленные нарушения путем приведения их в соответствие с п.4.15, п.4.16, п.4.9, п.5.1, п.5.5, п.6.16.1, п.8.3, п.9.1, п.13.4, п.13.13, п.13.14, п.13.17 СанПиН. Обязать МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" организовать работы по устранению вышеперечисленных нарушений путем приведения их в соответствие с п.4.15, п.4.16, П.4.9, п.5.1, п.5.5, п.6.16.1, п.8.3, п.9.1, п.13.4, п.13.13, п.13.14, п.13.17 СанПиН. В случае недостаточности у МКДОУ детский сад " " ... "" собственных денежных средств для устранения перечисленных нарушений, возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Петуховского района.
В судебном заседании заместитель прокурора Петуховского района Курганской области В.А.В. исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика Администрации Петуховского района - С.Н.Г. действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась в части.
Представитель ответчика МКДОУ детский сад " " ... "" - Г.И.В. действующая на основании приказа, с исковыми требованиями согласилась частично.
Представитель ответчика МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" - П.И.П., действующая на основании распоряжения, с исковыми требованиями согласилась в части.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах - К.М.Г., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддерживала.
Представитель третьего лица МКУ "Финансовый отдел Администрации Петуховского района" Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, ранее в судебном заседании против удовлетворения иска прокурора Петуховского района Курганской области не возражал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Петуховского района просит решение Петуховского районного суда Курганской области от 19.05.2016 отменить в части возложения на МКДОУ детский сад " " ... "" и МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" обязанности по устранению нарушений путем приведения в соответствие с п. 4.9, 5.1, 13.14, 13.17 СанПиН.
В жалобе указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что возложение судом обязанности по устранению части выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства нормативно не обосновано, а именно: неплотное закрытие входной двери в группу для детей раннего возраста "Котята" на первом этаже детского сада, протекание кровли и нарушение целостности внутренней отделки потолка и стен в группах: "Солнышко", младшая "Б", старшая "Б", в спальном помещении группы "Радуга", в коридоре около методического кабинета, следы ржавчины на решетках для хранения столовой посуды в группах, отсутствие на столах для посуды гигиенического покрытия, позволяющего проводить их мытье с использованием дезинфицирующих средств, не составляют перечисленные в п. 4.9, 5.1, 13.14, 13.17 СанПиН нарушения.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Федоровская Н.М. выразила согласие с постановленным решением, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под охраной государства.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья. Согласно ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Исходя из положений ст. 11 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, оказываемых услуг.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" дано понятие санитарно-эпидемиологических требований, это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В ст. 28 и ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации пребывания детей в МКДОУ детский сад " " ... "" установлены нарушения требований санитарного законодательства.
Согласно справке по итогам проведенной филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах" проверки в МКДОУ детский сад " " ... "" были выявлены нарушения обязательных требований ст.ст. 11, 24, 28, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.35, 4.9, 5.1, 5.5, 6.2, 6.16.1, 6.19, 6.21, 6.12, 8.3, 10.15, 13.13, 13.14, 13.17 СанПиН (л.д. 8-15).
В соответствии с п.п. 2.5, 5.4 Устава МКДОУ детский сад " " ... "" к компетенции учреждения относится, в том числе среди прочих, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания воспитанников детского сада; каждому ребенку гарантируется охрана жизни и здоровья (л.д. 57-71).
Также согласно Уставу МКДОУ детский сад " " ... "" учредителем учреждения является Администрация Петуховского района Курганской области, полномочия и функции учредителя осуществляет МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района".
С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных требований закона суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие ответчиков в связи с неустранением выявленных нарушений и обязал устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с постановленным решением в части возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушений п. 4.9, 5.1 и 13.17 СанПиН.
Так, судом сделан вывод о нарушении в детском саду обязательных требований п. 4.9 СанПиН, выразившемся в том, что входная дверь в групповую ячейку для детей раннего возраста "Котята" на первом этаже здания закрывается неплотно, вследствие чего в приемную данной группы поступает поток холодного воздуха. Однако, в п. 4.9 СанПиН говорится о том, что объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход на игровую площадку.
Сведений о несоблюдении принципа групповой изоляции в детском саду и отсутствие в группе самостоятельного входа на игровую площадку материалы дела не содержат.
Также судом удовлетворено требование прокурора об устранении нарушений п. 5.1 СанПиН, выразившихся в том, что над всем зданием детского сада протекает кровля крыши, имеются влажные пятна на потолке и нарушение целостности внутренней отделки потолка в группах: "Солнышко", младшая "Б", старшая "Б", в спальном помещении группы "Радуга" фотообои порваны, имеются следы от протекания кровли в коридоре около методического кабинета.
Между тем п. 5.1 СанПиН предусматривает, что стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
В материалах дела отсутствуют сведения о состоянии и покрытии стен, которые не допускают проведение влажной уборки и дезинфекции.
Судом удовлетворено требование прокурора об устранении нарушения п. 13.17 СанПиН, выразившегося в том, что в буфетных всех групп рабочие столы для посуды не имеют гигиенического покрытия, что не позволяет проводить их мытье с использованием дезинфицирующих средств.
Однако, п. 13.17 СанПиН предусматривает, что рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой, используя предназначенные для мытья средства (моющие средства, мочалки, щетки, ветошь и др.). В конце рабочего дня производственные столы для сырой продукции моют с использованием дезинфекционных средств.
Сведений о том, что столы для посуды в группах не моют, либо моют без использования моющих средств, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд не проанализировал вышеуказанные положения СанПиН и обязал ответчиков устранить нарушения п. 4.9, 5.1 и 13.17 правил, которые фактически не были выявлены в ходе проверки. Постановленное решение в данной части является необоснованным и неисполнимым, поэтому подлежит отмене.
В остальной части решение суда сомнений в законности не вызывает и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Ссылку апеллянта на отсутствие нарушений п.13.14 СанПиН, предусматривающего хранение чистых столовых приборов в предварительно промытых кассетах (диспенсерах) в вертикальном положении ручками вверх, коллегия находит несостоятельной, поскольку при проверке было выявлено, что решетки для хранения столовой посуды во всех группах МКДОУ детский сад " " ... "" имеются следы ржавчины, то есть не могут считаться чистыми, отвечающими требованию п.13.14 СанПиН.
В связи с изложенным постановленное судом решение подлежит отмене в части возложения на МКДОУ детский сад " " ... "" и МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" обязанности устранить нарушения требований СанПиН, путем приведения их в соответствие с п. 4.9, 5.1, 13.17.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петуховского районного суда Курганской области от 19 мая 2016 года отменить в части возложения на МКДОУ детский сад " " ... "" и МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" обязанности устранить нарушения требований СанПиН 2.4.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений", путем приведения их в соответствие с п. 4.9, 5.1, 13.17.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Петуховского района - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.