Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и Аухадуллиной М.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 апреля 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Аухадуллиной М.А., действующей в интересах Романовой С.Л., к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить частично;
обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить Романовой С.Л. жилое благоустроенное помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по установленной норме предоставления на состав семьи из одного человека в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аухадуллина М.А., действующая в интересах недееспособной Романовой С.Л., обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", просила обязать предоставить Аухадуллиной М.А., действующей в интересах Романовой С.Л., жилое благоустроенное помещение на семью из двух человек по договору социального найма в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование иска Аухадуллина М.А. указала, что Романова С.Л. решением суда от 07 декабря 2007 года признана недееспособной. 29 декабря 2007 года постановлением мэра г. Йошкар-Олы "N" над ней установлена опека Безугловой М.А. (в настоящее время Аухадуллина М.А.). Романова С.Л. является инвалидом 1 группы с детства бессрочно, по договору социального найма жилья не имеет, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указано, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, поскольку обязанности по осуществлению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, являются расходными обязательствами Российской Федерации и законодательство не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без наделения последних соответствующими полномочиями в установленном федеральным законе порядке.
В апелляционной жалобе Аухадуллина М.А. просит решение суда отменить в части предоставления Романовой С.Л. жилого помещения на состав семьи из одного человека, принять по делу в указанной части новое решение о возложении обязанности на ответчика предоставить Романовой С.Л. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по установленной норме предоставления на семью из двух человек в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы Аухадуллина М.А. указала, что решение суда в части предоставления жилого помещения на состав семьи из одного человека считает незаконным, поскольку Романова С.Л., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь и на члена семьи.
Заслушав представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Магсумову О.В., а также Аухадуллину М.А. и ее представителя Наумова А.В., которые поддержали доводы своих апелляционных жалобы и возражали против жалобы другой стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует и это установлено судом, что Романова C.Л, 1960 года рождения, является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 72,5 кв. м., расположенной по адресу: "адрес". Другими собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности указанной квартиры являются: Безуглова (Аухадуллина) М.А. и ФИО1 Указанная квартира приобретена собственниками по договору на передачу квартиры в собственность граждан от 16 апреля 2010 года. Согласно справке, выданной ООО "Домоупраление-191", в указанной квартире зарегистрированы: ФИО2, ФИО3, Романова C.Л., Аухадуллина (Безуглова) М.А., ФИО1
Справкой ВТЭ-31 "N" от 30 сентября 1987 года подтверждается, что Романова С.Л. является инвалидом первой группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 07 декабря 2007 года Романова C.Л. признана недееспособной. Постановлением мэра г. Йошкар-Олы "N" от 29 декабря 2007 года над Романовой С.Л. установлена опека, Безуглова М.А. (после регистрации брака Аухадуллина М.А.) назначена ее опекуном.
Медицинским заключением ГБУ " ... " психоневрологический диспансер" "N" от 18 февраля 2015 года установлено, что Романова С.Л. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л. д. 17).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 декабря 2006 года N 256 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в соответствии с которым инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, предоставляется по их письменным заявлениям единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, пригодного для постоянного проживания.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещением по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации, так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, кроме установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года).
Из материалов учетного жилищного дела администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" "N" следует, что Романова C.Л. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1999 года, в связи с инвалидностью включена в список первоочередников. Исходя из письма Отдела учета и распределения жилой площади администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" "N" очередь Романовой C.Л. и ее семьи, состоящей из двух человек (мать ФИО2) по общему списку N 4123. В письме администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" "N" от 18 ноября 2013 указано, что по состоянию на 01 января 2013 года очередность Романовой C.Л. по общему списку N 2007, по списку первоочередников - N 623.
Письмом "N" от 16 марта 2015 года администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" сообщила, что в связи с наличием у Романовой C.Л. тяжелой формы хронического заболевания, при котором проживание в одной квартире невозможно (медицинское заключение от 18 февраля 2015 года N 4), общественной комиссией по жилищным вопросам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" 11 марта 2015 года принято решение о взятии на контроль вопроса о предоставлении Романовой C.Л. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что Романова С.Л. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и до настоящего времени не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в части предоставления Романовой С.Л. жилого благоустроенного помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по установленной норме предоставления на состав семьи из одного человека в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении и толковании норм материального права и соответствует установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о том, что она не является ненадлежащим ответчиком по данному иску, являются несостоятельными. Согласно вышеприведенным нормам права в их взаимосвязи, как указано выше, Романова С.Л. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Предоставление в предусмотренном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы Аухадуллиной М.А. о том, что жилое помещение должно быть предоставлено на состав семьи из двух человек, а также о том, что Романова С.Л. вправе претендовать на жилое помещение с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь подлежат отклонению как необоснованные.
Суд верно указал на то, что законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, но не лицам, проживающим с ними в одной квартире. Право Аухадуллиной М.А. не является производным от прав опекаемой ею Романовой С.Л., поскольку оно гарантировано законодателем непосредственно ей.
Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Однако каких-либо особых обстоятельств, в частности, невозможность Романовой С.Л. проживать отдельно от иных членов семьи в виду того, что она не может обслуживать себя и нуждается в постороннем уходе, судом по представленным в материалы дела доказательствам не установлено.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
В апелляционной жалобе Аухадуллина М.А. ссылается на право Романовой С.Л. на дополнительную жилую площадь.
Между тем из искового заявления и иных материалов дела не следует, что истцом заявлялось требование о предоставлении жилого помещения с учетом права Романовой С.Л. на дополнительную жилую площадь.
Кроме того, часть 6 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ не устанавливает обязанности предоставлять инвалидам жилые помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека не более чем в два раза, а только предусматривает такое право.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Аухадуллиной М.А. и администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.