Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е., судей Ваулина А.А., Юровой О.В.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального образования "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Нужъяльская основная общеобразовательная школа", муниципальному образованию "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Нужъяльская основная общеобразовательная школа", муниципальное образование "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Нужъяльская основная общеобразовательная школа", муниципальному образованию "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2017 года. В обоснование иска указал, что прокуратурой Медведевского района проведена проверка соблюдения
законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, о противодействии терроризму в деятельности МОБУ "Нужъяльская основная общеобразовательная школа", в ходе которой установлено, что муниципальным образованием "Медведевский муниципальный район" не решен вопрос по оборудованию системой видеонаблюдения образовательной организации, учредителем которой он является. Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, на антитеррористической устойчивости объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе муниципальное образование "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права.
В возражениях на жалобу прокурор Медведевского района Республики Марий Эл просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения суда.
Заслушав заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Пункты 7 и 13 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Часть 3 статьи 5 Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (пункт 40). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с пунктами 3, 6.1, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на
обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из материалов дела усматривается, что при проведении прокуратурой Медведевского района соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в МОБУ "Нужъяльская основная общеобразовательная школа" установлено, что здание, занимаемое школой, расположенное по адресу: "адрес", не оборудовано системой видеонаблюдения.
Согласно пункту 2.1 Устава МОБУ "Нужъяльская основная общеобразовательная школа" учредителем учреждения является муниципальное образование "Медведевский муниципальный район".
В силу пункта 6.5 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в том числе за счет средств бюджета муниципального образования "Медведевский муниципальный район"; имущества, переданного учреждению учредителем.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Медведевского района Республики Марий Эл о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации МОБУ "Нужъяльская основная общеобразовательная школа" системой видеонаблюдения, суд первой инстанции исходил из того, что МОБУ "Нужъяльская основная общеобразовательная школа" является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе малолетних граждан, отсутствие системы видеонаблюдения в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских
учреждения, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
Пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда апелляционной инстанции для переоценки этих доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
муниципального образования "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский
Соснин А.Е. Ваулин А.А. Юрова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.