Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В., Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению " " ... "", муниципальному образованию "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение " " ... "", муниципальное образование "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению " " ... "" (далее - МОБУ " " ... ""), муниципальному образованию "Медведевский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2017 года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, о противодействии терроризму в деятельности МОБУ " " ... "", в ходе которой установлено, что муниципальным образованием "Медведевский муниципальный район" не решен вопрос по оборудованию системой видеонаблюдения образовательной организации, учредителем которой он является. Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, на антитеррористической устойчивости объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Медведевский муниципальный район" просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Считает, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оснащения образовательных учреждений системами видеонаблюдения. Указывает, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации возможно в случае выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта. Между тем в настоящее время подобные работы в образовательной организации не ведутся. Кроме того, полагает, что прокурором не приведены доказательства необходимости установки системы видеонаблюдения как соответствующей меры характеру угроз, обстановке, сложившейся в образовательной организации, а также на территории Медведевского района Республики Марий Эл. Также полагает, что принятое решение суда не содержит конкретных указаний, какие действия администрация района должна совершить во исполнение принятого судебного акта. Ссылаясь на постановление администрации Медведевского муниципального района от 27 апреля 2016 года N " ... ", указывает, что МОБУ " " ... "" исключена из перечня мест массового пребывания людей, расположенных на территории Медведевского муниципального района, следовательно, требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей не могут быть применены к образовательной организации.
В возражениях на жалобу прокурор Медведевского района Республики Марий Эл приводит доводы в пользу решения суда, считает его законным и обоснованным, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснение представителя администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" Малышевой В.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Полозовой Т.В., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены решения суда.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно части 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон "О противодействии терроризму") одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Как следует из пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 вышеназванной Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Установление системы видеонаблюдения является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
Из материалов дела следует, что при проведении прокуратурой Медведевского района соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в МОБУ " " ... "" установлено, что здание занимаемое школой, не оборудовано системой видеонаблюдения.
Согласно пункту 1.5 Устава МОБУ " " ... "" учредителем учреждения является муниципальное образование "Медведевский муниципальный район".
В силу пункта 3.7 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в том числе за счет средств бюджета муниципального образования "Медведевский муниципальный район"; имущества, переданного учреждению учредителем.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Медведевского района Республики Марий Эл о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации МОБУ " " ... "" системой видеонаблюдения, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Оснащение здания образовательной организации системой видеонаблюдения направлено на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Выполнение обязанности по оборудованию здания образовательной организации системой видеонаблюдения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном понимании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Юрова
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.