Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Попова Г.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Мироновой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Абазяна Ф. О. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Абазяна Ф. О. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юринском районе Республики Марий Эл о возмещении материального вреда, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абазян Ф.О. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юринском районе Республики Марий Эл (далее - УПФР в Юринском районе), в котором с учетом уточнения исковых требований просил возместить ему материальный ущерб в виде выплаты ему второй пенсии с 27 февраля 2008 года по 23 апреля 2015 года в размере " ... " рубля " ... " копейки и взыскать моральный вред в сумме 1050000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Согласно пункта 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) он должен получать одновременно две пенсии, по старости и по инвалидности. Все необходимые документы им были представлены в УПФР в Юринском районе, но все его заявления о предоставлении двух пенсий одновременно, остались без внимания. С 6 мая 2015 года УПФР в Юринском районе ему начало выплачивать две пенсии одновременно, назначив страховую пенсию по старости. Считая, что с 27 февраля 2008 года он приобрел право на получение второй пенсии, ему УПФР в Юринском районе должно возместить ущерб, вызванный невыплатой страховой пенсии по старости за период с 27 февраля 2008 года по 27 февраля 2015 года в размере " ... " рубля " ... " копейки, из расчета страховой пенсии по старости в размер " ... " рубля " ... " копеек в месяц. Моральный вред причинен ему тем, что он 7 лет добивался получения двух пенсий. При каждом отказе пенсионного фонда в выплате пенсий он подвергался нервному перенапряжению, у него повышалось артериальное давление, он принимал успокоительные препараты.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Абазян Ф.О. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Выслушав объяснения Абазяна Ф.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УПФР в Юринском районе Морозовой Н.А., просившей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года
N 1244-1 гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из материалов дела следует, что Абазян Ф.О., 27 февраля 1953 года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Абазяну Ф.О. установлена инвалидность II группы бессрочно, вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
С 01 сентября 2005 года Абазян Ф.О. является получателем государственной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением Юринского районного суда Республики Марий Эл от 14 июля 2008 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл 26 августа 2008 года, Абазяну Ф.О. в иске к УПФР в Юринском районе об обязании назначить две пенсии и признании действий должностных лиц УПФР незаконным отказано.
06 мая 2015 года Абазян Ф.О. обратился УПФР в Юринском районе с заявлением о назначении двух пенсий.
Решением УПФР в Юринском районе от 06 ноября 2015 года,
Абазяну Ф.О. назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 06 мая 2015 года.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с частью 1 статьи 23 указанного Федерального закона, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности за прошлое время - со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу части 1 статьи 22 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрен заявительный характер назначения пенсии. Поскольку ранее решением Юринского районного суда Республики Марий Эл от 14 июля 2008 года Абазяну Ф.О. в иске к УПФР в Юринском районе об обязании назначить две пенсии было отказано, а в последующем ответчиком по заявлению
Абазяна Ф.О. была назначена вторая пенсия с момента обращения за ней - 06 мая 2015 года, суд правильно признал необоснованными требования истца о возмещении материального вреда, которые по убеждению истца причинены ему невыплатой второй пенсии за период с 27 февраля 2008 года по 23 апреля 2015 года.
В качестве правового основания заявленных требований о возмещении материального вреда, истец сослался на положения статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" часть 2 которого предусматривает, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Вместе с тем, поскольку вины ответчика в том, что вторая пенсия истцу не выплачивалась с 27 февраля 2008 года по 23 апреля 2015 года, не имеется, суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы Абазяна Ф.О. не влекут отмены судебного решения, поскольку основаны на неправильном понимании им положений пенсионного законодательства.
Таким образом, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абазяна Ф. О. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Г.В.Попов
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.