Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Комаровой В.В. на вступившее в законную силу решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл 11 мая 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Падисова А. С., "дата" рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: "адрес", работающего мастером в ООО "Кедр",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Комаровой В.В. от 05 апреля 2016 года Падисов А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 11 мая 2016 года постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Комаровой В.В. от 05 апреля 2016 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобе
заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра"
Комарова В.В. просит решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 11 мая 2016 года отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для прекращения производства по делу. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства дела. Считает, что Падисов А.С. находился на территории Национального парка и производил рубку деревьев без разрешительных документов.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направлено извещение о поступлении жалобы и ее копия, предоставлен срок для представления возражений на жалобу до 24 июня 2016 года. Возражений от Падисова А.С. не поступило.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл
27 июня 2016 года, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям.
Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации
(далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов осуществляются в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты (подпункт "а" пункта 8 Приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов").
В силу части 4 статьи 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В пунктах 34, 35 Постановления Правительства РФ от 30 июня
2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" закреплено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из материалов дела усматривается, что постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Комаровой В.В. от 05 апреля 2016 года Падисов А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, в связи с тем, что 30 марта 2016 года в 10 часов 50 минут он совершил незаконную рубку одного сырорастущего дерева породы сосна, диаметром 24 см, в 21 выделе 51 квартала Яльчинского участкового лесничества ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра", чем нарушил режим особо охраняемой природной территории, установленный подпунктом "е" пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Рассмотрев в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы административного дела, исследовав представленные доказательства и дав им надлежащую оценку с учетом требований статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказаны обстоятельства, на основании которых вынесено постановление о привлечении к административной ответственности Падисова А.С.
Так, как следует из материалов дела и установлено судом,
06 февраля 2013 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Росимущество) и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") подписаны соглашения N " ... " и N " ... " об установлении сервитута, согласно условиям которого собственник земли предоставил ОАО "МРСК Центра и Приволжья" право постоянного ограниченного пользования частью земельного участка, проходящего по территории ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра", в том числе для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации линейных объектов, создания противопожарных разрывов, прокладки и содержания в безлесном состоянии охранных зон вдоль линейных объектов (л.д. " ... ").
Решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от
27 ноября 2013 года удовлетворен иск Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о присуждении к исполнению обязанности ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" произвести отвод площадей лесных участков, расположенных по адресу: "адрес", на котором осуществляется эксплуатация линий электропередач, в том числе эксплуатация воздушной линии электропередач 10кВ BJI-1010 от ПС 110/10 кВ "Помары" с отпайкой на Яльчик, с целью назначения в рубку в соответствии с требованиями положений Лесного кодекса РФ, Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, в срок до 27 ноября 2014 года; о присуждении к исполнению обязанности ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Мариэнерго" привести в соответствие ширину просеки охранных зон линий электропередач, расположенных по адресу: "адрес", на котором осуществляется эксплуатация линий электропередач, в том числе эксплуатация воздушной линии электропередач 10кВ BJI-1010 от ПС 110/10 кВ "Помары" с отпайкой на Яльчик, в соответствие с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в срок до 27 ноября
2015 года (л.д. " ... ").
В связи с принятым судебным решением, 23 января 2014 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство в целях обязания ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Мариэнерго" привести в соответствие ширину просеки охранных зон линий электропередач, расположенных по адресу: "адрес", на котором осуществляется эксплуатация линий электропередач, в том числе охранной зоны воздушной линии электропередач 10кВ BJI-1010 от ПС 110/10 кВ "Помары" с отпайкой на Яльчик, в соответствие с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных на границах зон (л.д. " ... ").
27 сентября 2013 года между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Кедр" был заключен договор подряда на проведение в срок до
31 декабря 2016 года работ по расчистке трасс воздушных линий электропередач от насаждений в пределах охранных зон для нужд филиала "Мариэнерго", в том числе охранной зоны воздушной линии электропередач 10кВ BJI-1010 от ПС 110/10 кВ "Помары" с отпайкой на Яльчик (л.д. " ... ").
В рамках заключенного договора подряда Падисов А.С., работающий мастером в ООО "Кедр", 30 марта 2016 года в 10 часов 50 минут срубил одно сырорастущее дерево породы сосна, диаметром 24 см, в 21 выделе 51 квартала Яльчинского участкового лесничества ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра".
Довод жалобы о том, что Падисов А.С. находился на территории Национального парка и производил рубку деревьев без разрешительных документов признается несостоятельным, поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, Падисов А.С. является работником
ООО "Кедр". Рубку дерева он произвел в рамках действующего договора подряда от 27 сентября 2013 года.
Кроме того, как пояснила в судебном заседании заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Комарова В.В., присужденная судом к исполнению обязанность об отводе площадей лесных участков в охранных зонах линий электропередач с целью назначения в рубку ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" выполнена, определены деревья, подлежащие рубке, составлены соответствующие технологические документы. По делу об административном правонарушении не имеется доказательств тому, что срубленное Падисовым А.С. дерево находилось вне охранной зоны линии электропередач 10 кВ BJI-1010 от ПС "Помары" с отпайкой на Яльчик и не было отведено в рубку во исполнение решения суда от 27 ноября 2013 года.
То обстоятельство, что ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" заключило договор подряда на выполнение работ по расчистке трасс с
ООО " " ... "", не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Падисова А.С. оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Комаровой В.В. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Марий Эл А.С. Давыдов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.