Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Мироновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда протест Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл Молчанова Е.Н. на решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл", " ... ", место нахождения: " ... " "адрес",
УСТАНОВИЛА:
постановлением и.о. Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл от 19 февраля 2016 года в отношении федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл N 36-09-16АП/1 от 9 марта 2016 года ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2016 года по жалобе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания: ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В протесте, принесенном в Верховный Суд Республики Марий Эл, Йошкар-Олинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл просит решение судьи отменить, считая его незаконным, дело направить в Советский районный суд Республики Марий Эл на новое рассмотрение.
В возражениях на принесенный протест ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл просит оставить решение районного судьи без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
Выслушав объяснения защитника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл Кичигиной И.Ю., поддержавшей возражения, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, возражений на протест, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки исполнения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл трудового законодательства постановлением и.о. Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл от 19 февраля 2016 года в отношении названного юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Основанием к этому послужило выявленное в ходе проверки нарушение ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл положений статьи 136 ТК РФ и статьи 105 УИК РФ, выразившееся в выплате заработной платы осужденным к лишению свободы реже, чем каждые полмесяца.
Согласно Положению об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл, утвержденному приказом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл "N" от "дата", и справке бухгалтерии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл зачисление заработной платы на лицевые счета осужденных до апреля 2015 года производилось один раз в месяц - за текущий месяц до 20 числа следующего месяца.
Согласно Положению об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл, утвержденному приказом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл "N" от "дата", и справке бухгалтерии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл зачисление заработной платы на лицевые счета осужденных 2 раза в месяц производится с апреля 2015 года: 20 числа каждого месяца производится зачисление аванса заработной платы в размере до " ... " рублей каждому работающему осужденному, окончательный расчет производится после предоставления табелей учета рабочего времени за фактически отработанное время. За период с апреля 2015 года по февраль 2016 года осужденным ежемесячно начислялся аванс в размере " ... " рублей и заработная плата.
Судья Советского районного суда Республики Марий Эл, рассматривая жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл на постановление по делу об административном правонарушении, установив, что в марте 2015 года заработная плата осужденным выплачивалась реже, чем каждые полмесяца, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл нарушений норм статьи 136 ТК РФ, статьи 105 УИК РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, судья пришла к выводу о несоразмерности наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей административному правонарушению и назначила ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл административное наказание в виде предупреждения.
Согласно части 2 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Судья, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что с апреля 2015 года по настоящее время заработная плата осужденным выплачивается ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл каждые полмесяца, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что допущенное нарушение негативным образом повлияло на трудовую деятельность осужденных, принимая во внимание совершение ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл административного правонарушения впервые и отсутствие отягчающих обстоятельств, пришла к убеждению, что наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является наиболее соразмерным.
Оснований не соглашаться с данным выводом, в том числе по доводам протеста, не усматриваю. Из материалов дела и объяснений защитника юридического лица, данных в судебном заседании при рассмотрении протеста, следует, что жалоб от осужденных в связи с выплатой заработной платы один раз в месяц не поступало, прокурорская проверка была проведена после того, как нарушение уже было устранено, существенного вреда охраняемым общественным отношениям допущенное впервые нарушение не причинило. Таким образом, конкретные фактические обстоятельства дела об административном правонарушении действительно позволяют сделать вывод, что наказание в виде предупреждения более всего будет способствовать достижению целей административного наказания.
Нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенного судьей решения, а также обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотрения по делу, не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены решения не установлено, протест подлежит отклонению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, протест Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл Молчанова Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.