Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Редько Е.П., Паксимади Л.М.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вотякова А.А. к кадастровому инженеру Хабаровой Н.Е., Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании решения
по апелляционной жалобе административного истца Вотякова А.А. на решение Абаканского городского суда от 29 апреля 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., объяснения административного истца Вотякова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Джумаева М.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вотяков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения кадастрового инженера Хабаровой Н.Е., Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета, мотивируя требования тем, что на его заявление в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по "данные изъяты" о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" получено оспариваемое решение, которым приостановлено осуществление кадастрового учета по причине несоответствия подготовленного межевого плана п. 73 Приказа N 412: в разделе "Схема расположения земельных участков" не отображена граница территориальной зоны, в которой располагается образуемый земельный участок. Считал данное решение незаконным, поскольку оно возлагает обязанность дополнительно представить в орган кадастрового учета межевой план. Обращал внимание, что ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает приостановление государственного кадастрового учета по причине отсутствия отображения территориальной зоны в межевом плане на схеме расположения земельных участков.
Административный истец Вотяков А.А. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Джумаев М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения, просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на законность решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Административный ответчик ведущий инженер отдела кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по "данные изъяты" Хабарова Н.Е. в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация "данные изъяты" сельсовтета "данные изъяты", Девяшин В.И., которые в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Абаканского городского суда от 29 апреля 2016 г. в удовлетворении административного иска Вотякову А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Вотяков А.А., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить в полном объеме. Ссылаясь на доводы и основания административного искового заявления, указывает, что суд неправильно применил нормы права, а также неправильно истолковал закон. Указывает, что в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" отсутствуют требования, обязывающие отображать границы территориальных зон на схеме расположения земельных участков в случае их отсутствия в сведениях кадастрового плана территории используемого при подготовке межевого плана. Обращает внимание, что судом не были учтены положения ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 приказа Минэкономразвития от 24 ноября 2008 г. N 412.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 218 КАС РФ закрепляет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Часть 2 ст. 3 Закона о кадастре закрепляет, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Пунктом 2 приказа Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений) (ч. 10 ст. 4 Закона N 221-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок).
В соответствии с п. 31 Порядка сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Постановлением главы "данные изъяты" сельсовета "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой подлежит образовать земельный участок на территории кадастрового квартала N площадью ... кв. м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - животноводство, цель использования - для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Пунктом 2 данного постановления предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка в аренду на 3 года без проведения торгов Девяшину В.И., которому постановлено осуществить государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по "данные изъяты" (л.д. 12-13).
Кадастровым инженером Вотяковым А.А. подготовлен межевой план (л.д. 42-48), который ДД.ММ.ГГГГ представлен в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по "данные изъяты" для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка (л.д. 41).
Решением ведущего инженера отдела кадастрового учета Хабаровой Н.Е. от ДД.ММ.ГГГГ N кадастровый учет спорного земельного участка приостановлен на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре со ссылкой на то, что представленный межевой план по форме и содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, а именно: п. 73 Приказа N 412, в разделе "Схема расположения земельных участков" не отображена граница территориальной зоны, в которой располагается земельный участок (л.д. 6).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Состав необходимых для кадастрового учета документов указан в ст. 22 Закона о кадастре.
Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ) (п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре).
Частями 1, 2 ст. 38 Закона о кадастре предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о кадастре межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 5 ст. 38 Закона о кадастре).
Форма межевого плана и требования к подготовке межевого плана (далее - Требования) утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 412.
Согласно п. 72 Требований раздел "Схема расположения земельных участков" (далее - Схема) оформляется на основе разделов кадастрового плана территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы. Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ГКН), земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования.
Пункт 73 Требований закрепляет, что на Схеме отображаются, в том числе, границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории (если земельный участок располагается в такой зоне).
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета соответствует закону, поскольку в представленном на регистрацию межевом плане в разделе "Схема расположения земельных участков" не содержится сведений о границах территориальной зоны, в которой располагается образуемый земельный участок, соответственно представленные для кадастрового учета документы не соответствуют требованиям закона. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы административного искового заявления, подробно были исследованы судом, получили соответствующую оценку в решении. Выводы суда основаны на нормах права, проанализированных в судебном постановлении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ могли бы являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 29 апреля 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Вотякова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Страхова О.А.
Судьи
Редько Е.П.Паксимади Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.