Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Киселёвой О.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении - начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, ФИО1 на постановление Ширинского районного суда Республики Хакасия от 08 июля 2016 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
юридического лица - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр образования "Перспектива",
в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Огласив жалобу, заслушав должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении - начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, поддержавшую жалобу, исследовав материалы дела Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 08 июля 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр образования "Перспектива" (далее по тексту - МБУ ДО "ЦО "Перспектива") прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением суда, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, как незаконное, дело вернуть на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе суда. Выражает свое несогласие с решением суда. Ссылается на то, что при нарушении общих санитарных правил, содержащих требования не к специальным объектам, а ко всем объектам, действия квалифицируются по общей норме, в связи с чем считает, что должностным лицом административного органа правильно квалифицированы действия юридического лица - МБУ ДО "ЦО "Перспектива" по ст. 6.3 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия, находит постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Исходя из требований ст. 1.6, ст. 24.1, 29.10 КоАП РФ, вынесенное по делу об административном правонарушении постановление, должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
При рассмотрении данного дела суд не принял во внимание вышеприведенные требования закона.
Как следует из материалов дела, 01.07.2016 при проведении осмотра территории места размещения летнего профильного лагеря, установлено, что юридическим лицом МБУ ДО "ЦО "Перспектива", осуществляющим деятельность на территории Республики Хакасия, Ширинский район, территория озера "данные изъяты", в летнем профильном лагере "данные изъяты" допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
- используются водные объекты в целях рекреации, хозяйственно-бытовых целей без наличия санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");
- не разработана программа (план) производственного контроля по обеспечению безопасности для здоровья и создания благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки при осуществлении дополнительной общеобразовательной деятельности в летнем профильном лагере (ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13);
- водопользователем (летним профильным лагерем "данные изъяты" МБУ ДО "ЦО "Перспектива") не принимаются меры по предотвращению и ликвидации загрязнения водного объекта: озеро "данные изъяты" - на берегу озера в 15-20 м от уреза воды размещены умывальники, баня, душевая, место для мытья кухонной посуды без организованного сброса сточных вод (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.4 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод");
- не осуществляется производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов рекреационного водопользования - озера "данные изъяты" (п. 7.1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод");
- не проведены мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при размещении летнего профильного лагеря, а именно: не обеспечена водонепроницаемость емкостей для твердых и жидких бытовых отходов (п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения");
- дети и работники летнего профильного лагеря обеспечиваются питьевой водой неизвестной в плане эпидемической безопасности, т.к. используемая вода для хозяйственно-бытовых целей из скважины не исследована на микробиологические показатели (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней");
- скважина, используемая для водоснабжения, как водный объект, допущена без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней");
- не обработана акарицидом территория детской образовательной организации в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий (п. 8.4.1 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого энцефалита");
- не проведен после проведения акарицидных обработок (через 3-5 дней) контроль их эффективности, который необходимо повторить через 15-20 дней (п. 8.4.2 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого энцефалита").
02.07.2016 начальником территориального отдела в Ширинском и Орджоникидзевском районах Управления Роспотребнадзора по РХ в отношении юридического лица - МБУ ДО "ЦО "Перспектива" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, где отражены указанные нарушения (л.д. 6-7).
04.07.2016 начальником территориального отдела в Ширинском и Орджоникидзевском районах Управления Роспотребнадзора по РХ вынесено определение о передаче дела на рассмотрение в Ширинский районный суд для рассмотрения по существу (л.д. 1-2).
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о неверной юридической оценке деяния юридического лица - МБУ ДО "ЦО "Перспектива", указав, что при возбуждении дела в отношении юридического лица административному органу следовало руководствоваться положениями СанПиН 2.4.4.3048-13, устанавливающие специальные санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа, в связи с чем действия юридического лица - МБУ ДО "ЦО "Перспектива" подлежали квалификации по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, а поскольку обсуждение вопроса о переквалификации действий юридического лица невозможно, производство по делу прекратил на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Между тем, выводы суда об отсутствии состава правонарушения предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
Часть 1 статьи 6.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. Указанной нормой установлены специальные основания административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей. В тоже время, в тех случаях, когда допущены иные нарушения требований санитарных правил, не подпадающие под квалификацию по специальной норме, то действия лица подлежат квалификации по общей норме, предусмотренной КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр образования "Перспектива" является некоммерческой образовательной организацией (п. 1.1 Устава). Основными видами деятельности Центра являются: оказание услуг в сфере дополнительного образования детей; оказание услуг по организации отдыха детей в каникулярное время (п. 2.2).
Учреждением было организовано проведение летнего профильного лагеря - многодневный поход "данные изъяты" в окрестностях оз. "данные изъяты" Ширинского района Хакасии с 01 по 14 июля 2016 года, определен состав работников лагеря (л.д. 20-21).
01.07.2016 заместителем Министра труда и социального развития Республики Хакасия информационным сообщением было поручено начальнику Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия организовать контроль за деятельностью отдыха и оздоровления детей на оз. "данные изъяты", расположенного на территории МО Ширинский район, организованного Учреждением с 01 по 14 июля 2016 года (л.д. 3).
Согласно протоколу осмотра от 01.07.2016 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в ходе осмотра палаточного лагеря МБОУ ДО "Центр образования "Перспектива" установлено, что территория лагеря не обработана против клещей. На территории лагеря, кроме палаток, разбита палатка для бани, состоящая из 2-х секций, пола в палатке нет, сток воды не организован. В 5-7 м от бани установлены палатка, в которой организован душ, сток воды не организован. Имеется умывальник на 8 мест, сток воды не организован. Для мытья кухонной посуды установлен стол, на нем стоят 2 таза без маркировки, слива загрязненной воды нет. Для технических нужд и частично для хозяйственно-питьевых (приготовление пищи, мытье посуды, умывания и др.) используется воды из скважины базы практики Томского университета, расположенной от лагеря на расстоянии 300 - 400 м. Вода хранится в 2- литровых пластиковых бутылях. Для чисто питьевых целей используется бутылированная вода "данные изъяты". Это вода привезена с собой в количестве 28 штук 20-ти литровых емкостей. Емкость оборудована помпой для налива воды в стакан (л.д. 5). К протоколу осмотра приложена видеозапись, наглядно отражающая зафиксированные сведения в протоколе осмотра. Согласно приведенному протоколу об административном правонарушении в нем отражены вышеприведенные нарушения ч.1, ч. 3 ст. 18,ч.1 ст.28, ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13); п. 3.4, п.7.1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод"; п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения"; п. 3.2, п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; п. 8.4.1, 8.4.2 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого энцефалита".
Использование водного объекта в конкретных целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; осуществление производственного контроля; гигиенические требования к охране поверхностных и подземных вод, профилактика клещевого энцефалита предусмотрены ст. 18, 28, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.5.980-00, СП 2.1.5.1059-01, СП 3.1.3.2352-08 и соответственно, являются общими требованиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанные санитарно-эпидемиологические требования обязательны к соблюдению, направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безотносительно субъектного состава. Ответственность за нарушение этих требований предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, которая в данном случае является общей нормой.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции относительно юридической оценки действий юридического лица сделаны без учета нормы закона, подлежащей применению. В нарушение вышеприведенных требований КоАП РФ, постановление суда не содержит мотивов, по которым отвергнут ряд доказательств, их оценка в совокупности в судебном акте отсутствует.
Изложенное свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств.
Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела, суд 2-ой инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, изложенное в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления суда, и возвращение дела на новое рассмотрение.
При новом судебном рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует в соответствии с нормами административного законодательства дать оценку доказательствам с точки зрения допустимости, относимости, достоверности, а всем собранным доказательствам в совокупности - достаточности для разрешения дела, в зависимости от полученных доказательств и их оценки и с соблюдением прав всех участников процесса принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Ширинского районного суда Республики Хакасия от 08 июля 2016 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр образования "Перспектива" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ширинский районный суд Республики Хакасия, в ином составе суда.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.