Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Заречнева Н.А. на постановление судьи Кашинского городского суда Тверской области от 31 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского фермерского хозяйства Шалтынова Р.П.,
установил:
постановлением судьи Кашинского городского суда Тверской области от
31 марта 2016 года индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского фермерского хозяйства (далее - ИП глава КФХ) Шалтынов Р.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей (л.д.128-136).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, старший государственный инспектор отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Заречнев Н.А. просит изменить мотивировочную часть постановления судьи Кашинского городского суда Тверской области
31 марта 2016 года в части правомерности применения приказа Минсельхоза России от 12 марта 2014 года N 72 "Об утверждении правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленное изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности", а также в части того, что ИП глава КФХ Шалтынов Р.П. не выпускает продукцию на территорию Таможенного союза.
Считает, что согласно п. 6 Ветеринарных правил во дворе скотоубойного пункта устраивают площадку с привязью или расколами, где животных передерживают и подвергают предубойному ветеринарно-санитарному осмотру. То есть убойная площадка входит в состав убойного пункта, и отдельно она существовать не может, если на месте производится убой, разделка туш животных. В рассматриваемом случае, Шалтынов Р.П. на убойном пункте осуществляет убой, разделку туш животных, и дальнейшей реализации, на ярмарках выходного дня в г. Твери. Данные мероприятия как разделка туши, убой животного, освобождение туши животного от внутренностей могут проводиться только на убойном пункте. Кроме того, убой животных у ИП КФХ Шалтынова Р.П. нельзя считать убоем для внутрихозяйственного потребления (личных нужд), так как им осуществляется реализация продукции на ярмарках выходного дня в г. Твери, что подтверждается материалами дела.
Полагает, что судьей необоснованно сделан вывод о том, что у ИП Шалтынова Р.П. имеется "убойная площадка", предназначенная для вынужденного убоя животных, так как в п. А4, Приложения А, "РД-АПК
1.10.02.04-12. Система рекомендательных документов агропромышленного
комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию свиноводческих ферм и комплексов" (утверждены и введены в действие Минсельхозом России 06.07.2012) дается понятие вынужденного убоя, под которым понимается убой больных животных на мясо с целью недопущения падежа. Как установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении у ИП КФХ Шалтынова Р.П. убой больных животных не производится.
Так же указывает, что вывод судьи о том, что Шалтынов Р.П. не
осуществляет реализацию мяса на территории таможенного союза несостоятелен, поскольку территория всей Российской Федерации является таможенной территорией. Тверская область входит в состав Российской Федерации, следовательно, понятие таможенной территорией применимо в данном случае (л.д. 141-147).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав Заречнева Н.А., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, Шалтынова Р.П., считавшего жалобу необоснованной, а оспариваемые выводы судьи городского суда правильными, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения ветеринарной безопасности Российской Федерации.
Основой для правового регулирования в сфере ветеринарной безопасности является Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии").
Согласно ст. 2 Закона "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со абз.6 ч. 2 ст. 18 Закона "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Как следует из материалов дела, с 09 марта 2016 года по 31 марта 2016 года на основании приказа N от 18 февраля 2016 года заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям И.В. Бурдинским проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Главы КФХ Шалтынова Р.П. во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича от 21 ноября 2014 года N и от 26 августа 2015 года N, приказа Россельхознадзора от 08 декабря 2014 года N о проведении внеплановых проверок в отношении принятия должностными лицами государственных ветеринарных служб субъектов РФ мер, направленных на недопущение распространения африканской чумы свиней, в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации мяса свинины и продуктов его переработки (л.д. 10-12).
По результатам проверки был составлен акт проверки N от 21 марта 2016 года, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения ветеринарного законодательства (л.д. 13-22).
Из протокола об административном правонарушении N от 25 марта 2016 года, составленного старшим государственным инспектором отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Заречневым Н.А., с участием Шалтынова Р.П., следует, что ИП главе КФХ Шалтынову Р.П. вменено нарушение ветеринарного законодательства, а именно:
- автомашина, используемая для перевозки сырья животного происхождения (мясо и субпродукты), не подвергается ветеринарно-санитарной обработке на убойном пункте, документов подтверждающих выполнение данных работ нет, специально оборудованного помещения или площадки для ветеринарно-санитарной обработке автомобильного транспорта на территории убойного пункта нет, что является нарушением п. 6.1 "Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора", утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 15 июля 2002 г. N13-5-2/0525;
- в 2014г., 2015г., и на момент проверки в 2016г. не обеспечил проведение производственного контроля по ветеринарному лабораторному исследованию сырья (мясо говядина, мясо баранина), на предмет обеспечения безопасности продуктов животного происхождения, с периодичностью 2 раза в год, документов подтверждающих выполнение данных работ нет, что является нарушением п. 4.2 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения". Санитарные правила СП 3.1. 084-96 Ветеринарные правила ВП 13.3.4. 1100-96. Утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 18 июня 1996 года, Первым заместителем председателя Госкомсанэпиднадзора России 31 мая 1996 года и ст.11 п.6 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением комиссии таможенного союза 09 декабря 2011 года N880;
- в 2014г., 2015г. и на момент проверки в 2016г. не организовал и обеспечил проведение контроля качества дезинфекции убойного пункта в аттестованной и аккредитованной ветеринарной лаборатории, документов подтверждающих выполнение данных работ нет, что является нарушением п.1 Приложения 3 "Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора", утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 15 июля 2002 года N 13-5-2/0525;
- не обеспечена поточность и последовательность технологических процессов, не исключена перекрестная контаминация (загрязнение), так как нет выхода из помещения убойного пункта для технического сырья, навоза, каныги и шкур крупного и мелкого рогатого скота, при входе в помещение убоя нет бокса (места) для обездвиживания (оглушения) животных, рабочее место для опорожнения желудков не выделено отдельно и не огорожено перегородкой от помещения убоя, в производственном помещении убоя животных не оборудованы рабочие места и помещения для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы голов, внутренних органов, туш и ветеринарного клеймения. Не предусмотрено дополнительное освещение рабочих мест, нет сигнальной системы для остановки процесса убоя, нет ёмкости для ветеринарных конфискатов, нет стерилизатора для инструментов, микроскопа биологического, компрессориума, нет весов для взвешивания туш и продуктов убоя. Нет шкуропосолочного отделения оборудованного столами для посола шкур, ларями для хранения соли, емкостей для засолки шкур, нет выхода предназначенного для отгрузки шкур. На территории убойного пункта нет контейнеров для бытовых отходов и площадки на которой они должны быть установлены, нет отдельно оборудованной площадки или санитарного поста, для обработки контейнеров и других емкостей для сбора бытовых отходов, хранения уборочного инвентаря по уборке территории. На убойном пункт нет помещения для хранения дезинфицирующих, моющих и чистящих средств, закрывающегося на ключ. На убойном пункте нет помещения оборудованного 3 секционными ваннами с подводкой горячей и холодной воды и ёмкости наполненной дезраствором, для мойки и дезинфекции мелкого инвентаря (ножи, муссаты и т.д.), нет специальных промаркированных ёмкостей для мойки и дезинфекции фартуков и нарукавников, в нарушение приложения к приказу Минсельхоза России от 12 марта 2014 года N 72 "Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности";
- в производственном помещении на территории убойного пункта не проводится профилактика и борьба с мышевидными грызунами и насекомыми, документов подтверждающих проведение данных работ нет, что является нарушением п. 5, п. 7, п. 9, п. 17, п. 18. п. 21, п. 42, п. 44, п. 45, п. 46 приложения к приказу Минсельхоза России от 12 марта 2014 года N 72 "Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности", зарегистрированы в Минюсте России 11 ноября 2014 года
N 34634;
- не обеспечивается разделение групп рабочих операций, животные перед убоем не обездвиживаются, не проводится обработка кожевенного сырья, нет экстренной остановки линии убоя, нет ёмкости для сбора ветеринарных конфискатов, нет декларации соответствия на мясную продукцию в нарушение п. 36, п. 38, п. 39, п. 132, п. 133 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утв. Решением комиссии таможенного союза 09 декабря 2011 года N68; .и
- не предусмотрена периодичность проведения дератизации и дезинсекции, не обеспечена возможность осуществления поточности технологических операций, исключающих встречные, или перекрёстные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязнённого и чистого инвентаря, производственные помещения не оборудованы механической вентиляцией, убойный пункт не имеет государственной регистрации в нарушение п. 6 ст. 11, п.п. 1,2 ст. 14, ст. 32 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением комиссии таможенного союза 09 декабря 2011 года N880 (л.д. 29-33).
25 марта 2016 года выдано предписание N 02-13/04-07 об устранении выявленных нарушений ветеринарного законодательства в срок до 25 августа 2016 года (л.д.23-27).
Судья городского суда, рассматривая дело, пришел к выводу о том, что в действиях ИП главы КФХ Шалтынова Р.П. имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ и его виновность в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается совокупностью доказательств.
Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не усматриваю, поскольку факт совершения ИП ГКФХ Шалтынова Р.П. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6
КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Факт нарушения ветеринарного законодательства подтверждается допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой: актом проверки N от 21 марта 2016 года (л.д. 13-22), фотоматериалом (л.д. 36-56), корешком ветеренарного свидетельства от 12 февраля 2016 года (л.д. 4), ветеринарными справками (л.д. 5-9), протоколом об административном правонарушении N от 25 марта 2016 года (л.д. 29-33), устными объяснениями в судебном заседании Шалтынова Р.П. 31 марта 2016 года (л.д. 129-130), предписанием N от 25 марта 2016 года (л.д. 23-27).
Таким образом, ИП глава КФХ Шалтынов Р.П. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Действия ИП главы КФХ Шалтынова Р.П. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы жалобы старшего государственного инспектора отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Заречнева Н.А., не согласившегося в выводами судьи, изложенных в мотивировочной части постановления о том, что не применяются положения приказа Минсельхоза России от 12 марта 2014 года N 72 "Об утверждении правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленное изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности", Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. решением комиссии таможенного союза N880 от 09 декабря 2011года, Технического регламента таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением комиссии таможенного союза N68 от 09 декабря 2011 года.
Согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом, что предполагает составление только мотивированных процессуальных актов со ссылкой на соответствующие нормы законодательства об административных правонарушениях.
Согласно п. 25 Постановления Правительства Тверской области от 06 ноября 2012 года N 672-пп "Об утверждении Правил содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Тверской области" убой животных (лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, свиней) в целях дальнейшей реализации продуктов убоя должен производиться только в специально отведенных для этой цели местах.
К местам убоя животных отнесены убойные пункты и убойные площадки.
Убой животных на убойных пунктах осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
На убойной площадке технологические процессы убоя животного осуществляются в одном помещении путем подвеса туши после механического оглушения и проведения операций разделки в статическом положении. Убойные площадки обеспечивают убой одновременно или по отдельности в смену до 5 голов животных.
На производственных объектах, производящих убой, должны соблюдаться гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации производственных объектов по производству (изготовлению) мяса и мясной продукции, направленные на обеспечение выпуска безопасной пищевой и непищевой продукции, а также на предупреждение возникновения недопустимого риска.
Правила в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ N 72 от 12 марта 2014 года устанавливают ветеринарно-санитарные требования к процессам убоя крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота, лошадей (далее - животные) и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм и положений Ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденного Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 16 августа 1971 года, п. 4.7, 4.7.4, 4.7.6 Методических рекомендаций по ветеринарной защите животноводческих и звероводческих объектов РД-АПК 3.10.07.01-09, то обстоятельство, что в Акте обследования от 17 декабря 2013 года указано, что у Шалтынова Р.П. оборудована убойная площадка, не является обстоятельством свидетельствующем о несостоятельности доводов жалобы о том, что в крестьянско-фермерском хозяйстве оборудован убойный пункт.
Из материалов дела следует, что убойная площадка, расположенная на собственном земельном участке Шалтынова Р.П. в "адрес", включена в реестр предприятий Тверской области занимающихся убоем сельскохозяйственных (продуктивных) животных (л.д. 61-65). Согласно журнала регистрации животных на убойной площадке регулярно осуществляется убой крупнорогатого скота (л.д. 71-77), то есть производятся продукты животноводства, а, следовательно, на нее распространяются указанные ветеринарно-санитарные, независимо от проектных особенностей, объемов производства и принадлежности животного.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
В силу ч. 2 ст. 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и ч. 4 п. "а" Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09 октября 2013 года N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" настоящие технические регламенты не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.
Как установлено материалами дела реализация мяса и субпродуктов производится на ярмарке выходного дня в г.Тверь, пер. Артиллерийский (л.д. 15).
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, продукция ИП КФХ Шалтынова Р.П. предназначена для выпуска в обращение на таможенную территорию Таможенного союза.
С учетом вышеизложенного, постановление судьи Кашинского городского суда Тверской области от 31 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.10.6, в отношении индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского фермерского хозяйства Шалтынова Р.П. подлежит изменению, путем исключения из мотивировочной части вывода о неприменении в данном деле приказа Минсельхоза России от 12 марта 2014 года N 72 "Правила в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности", Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. решением комиссии таможенного союза N880 от 09 декабря 2011года, Технического регламента таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утв. решением комиссии таможенного союза N68 от 09 декабря 2011 года.
Административное наказание назначено ИП КФХ Шалтынову Р.П. в пределах санкции ч. 1 ст.10.6 КоАП РФ с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ является соразмерным и справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену судебного постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кашинского городского суда Тверской области от 31 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Шалтынова Романа Петровича - изменить путем исключения из мотивировочной части выводов о неприменении приказа Минсельхоза России от 12 марта 2014 года N 72 "Об утверждении правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленное изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности", Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением комиссии таможенного союза N880 от 09 декабря 2011года, Технического регламента таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением комиссии таможенного союза N68 09 декабря 2011 года.
В остальной части постановление судьи Кашинского городского суда Тверской области от 31 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Шалтынова Р.П. оставить без изменения.
Судья И.В.Яшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.