Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО9,
судей ФИО10. и ФИО8,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Назрань о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство по апелляционной жалобе представителя администрации г. Назрань на решение Магасского районного суда от 5 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
10 декабря 2013 г. между администрацией г. Назрань (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) заключён договор аренды земельного участка. Согласно условиям договора, арендодателем передан арендатору в аренду сроком на 5 лет земельный участок из земель Центрального административного округа г. Назрань, площадью 130 кв.м., расположенный по адресу: г. Назрань, ЦАО, ул. Московская, юго-восточная часть кадастрового квартала. Указанный земельный участок передан под строительство магазина. При обращении в администрацию г. Назрань с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на данном земельном участке, а также на смежном земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности ФИО1 отказано в выдаче разрешения, ссылаясь на несоответствие проектной документации требованиям градостроительных планов земельных участков. Не согласившись с отказом, ссылаясь на то, что нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, не содержат запрет на строительство одного объекта на нескольких смежных земельных участках, ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию г. Назрань выдать разрешение на строительство магазина на земельном участке, площадью 208 кв.м., расположенном по адресу: г. Назрань, ЦАО, юго-восточная кадастрового квартала, принадлежащем ей на праве собственности, и на смежном земельном участке площадью 130 кв.м., расположенном по адресу: г. Назрань, ул. Московская, предоставленном ей ответчиком в аренду.
Решением Магасского районного суда от 5 февраля 2016 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Назрань., ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ, ч. 3 ст. 29 Закона Республики Ингушетия от 17 декабря 2009 г. N 61-РЗ "О градостроительной деятельности в Республике Ингушетия" ставит вопрос об отмене решения.
ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика ФИО5 и ФИО6, поддержавших доводы жалобы, представителя истца ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, выполняя условия договора аренды, заключенного 10 декабря 2013 г. между администрацией г. Назрань и Вышегуровой З.Д. арендодателем в соответствии с протоколом аукциона от 26 ноября 2013 г. и постановлением администрации г. Назрань от 6 декабря 2013 г. передан арендатору в аренду сроком на 5 лет под строительство магазина земельный участок с кадастровым номером 06:05:6010009:1951 из земель Центрального административного округа г. Назрань площадью 130 кв.м., расположенный по адресу: г. Назрань, территория ЦАО, ул. Московская, юго-восточная часть кадастрового квартала.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 августа 2013 г., выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 208 кв.м., расположенный в г. Назрань, Центральный административный округ, юго-восточная часть кадастрового квартала. Вид разрешенного использования - под строительство магазина.
Как следует из ответа администрации г. Назрань от 11 ноября 2015 г. ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство одного объекта (магазина) на двух земельных участках ввиду несоответствия проектной документации градостроительным планам земельных участков.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что статьей 51 Градостроительного кодекса РФ не установлено основание для отказа в выдаче разрешения на строительство одного объекта на двух и более смежных земельных участках.
Судебная коллегия полагает данную позицию суда основанной на неправильном истолковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
В части 7 данной статьи предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам, а также разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса).
Частью 13 ст. 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона Республики Ингушетияот 17 декабря 2009 г. N 61-рз "О градостроительной деятельности в Республике Ингушетия" (в редакции с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2015 г.) подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в администрацию г. Назрань с заявлением о выдаче разрешения на строительство одного объекта (магазина) на двух смежных земельных участках, ссылаясь на их использование по целевому назначению.
Однако к заявлению о выдаче разрешения на строительство магазина ФИО1 приложена проектная документация на один земельный участок.
6 августа 2015 г. на основании заявлений ФИО1 администрацией ЦАО г. Назрань утверждено два градостроительных плана N RU06302000-171 и N RU06302000-172 на проектирование магазина, на земельном участке, расположенном по адресу: г. Назрань, ЦАО, ул. Московская, общей площадью 0,0130 га, с кадастровым номером 06:05:0100009:1951 и на земельном участке, расположенном по адресу: г. Назрань, ул. Московская, общей площадью 0,0208 га, с кадастровым номером 06:05:0100009:470.
Пунктом 3 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что в случае, если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешённого строительства и реконструкции объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка - строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со ст. 222 ГК РФ возводимый объект признаётся самовольной постройкой.
Таким образом, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается.
С учетом изложенного доводы жалобы о незаконности судебного решения ввиду несоответствия проектной документации требованиям градостроительных планов земельных участков судебная коллегия находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку при размещении одного объекта на двух смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных, строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Магасского районного суда от 5 февраля 2016 г. по делу по иску ФИО1 к администрации г. Назрань о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.