Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО8 в составе:
председательствующего - ФИО16,
судей - ФИО20
при секретаре ФИО14
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о включении в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг."
по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 января 2016 г., которым удовлетворены требования истцов.
Заслушав доклад судьи ФИО16, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с указанными требованиями, указывая на то, что в результате военных действий в Чеченской Республике им пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться в Республике Ингушетия. По заявленному ходатайству миграционной службой им предоставлен статус вынужденного переселенца. По окончании срока действия данного статуса заявители своевременно проходили переучет в УФМС России по РИ. Статус вынужденного переселенца им продлен до июня 2016 г.
Уведомлением УФМС России по РИ им сообщило о том, что они исключены из сводного списка в связи с получением компенсации согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.1997 г. N 510 в размере 138 000 руб. в составе семьи ФИО9 Д.А. Миннац Ингушетии также сообщил об исключении из указанного списка по согласованию с УФМС России по РИ.
Не согласившись с полученными отказами, просили суд признать действия ответчиков незаконными, обязать УФМС России по РИ восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Миннац Ингушетии восстановить их в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг." в той же очередности и под тем же номером, в которых они состояли до исключения из списка.
В судебном заседании ФИО9 З.М. требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель УФМС России по РИ ФИО15 и Миннаца Ингушетии ФИО21 требования заявителей не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Решением суда требования истцов удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе УФМС России по РИ ставится вопрос об отмене вышеназванного судебного постановления ввиду получения истцами компенсации за утраченное жилье и имущество.
В заседание суда апелляционной инстанции УФМС России по РИ и Миннац Ингушетии, а также истцы ФИО2, ФИО3 и ФИО10, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение истца ФИО9 З.М., просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что уведомлением УФМС России по РИ от 26 октября 2015 г. N сообщило административным истцам о том, что они исключены из сводного списка в связи с получением 28 ноября 2002 г. компенсации согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.1997 г. N 510 "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно" в размере 138 000 руб. в составе семьи ФИО9 Д.А. Миннац Ингушетии уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N хр-1178/35 также сообщил об исключении из указанного списка по согласованию с УФМС России по РИ.
Срок действия статуса вынужденного переселенца истцам продлен до 18 июня 2016 г., что ответчиками не оспаривается, как не оспаривается и то, что других оснований, кроме указанного УФМС России по РИ основания для исключения из сводного списка в связи с получением компенсации, не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности доводов ответчика об отсутствии обстоятельств, препятствующих жилищному обустройству ФИО9.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается в связи с тем, что он основан на положениях Закона РФ "О вынужденных переселенцах", постановления Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845, постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Так, в соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 7 и п. 1 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания. Помимо прочего установлено, что к основным направлениям работы миграционной службы с вынужденными переселенцами относится оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153.
Согласно подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с п. 26 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - ФИО5) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год и утверждает его.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Согласно постановлению Госстроя РФ от 30 августа 2002 г. N 108"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" на момент получения указанной ссуды стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Ингушетия составляла 5 680 руб. Согласно материалам дела на момент получения ссуды семья истцов состояла не менее чем из 5 человек. При норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 м2, административные истцы в составе семьи из 5 человек не могли жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 60 м2 заявители могли приобрести лишь 21,1 м2, т.е. менее 4,3 м2 на человека). Полученная компенсация не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу незначительности.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости восстановления истцов в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о включении в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг.", оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.