Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО11,
судей ФИО12. и ФИО10,
при секретаре ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 на неправомерные действия Управления ФМС России по РСО-Алания по апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по РСО-Алания на решение Сунженского районного суда от 24 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 до осетино-ингушского конфликта осени 1992 г. проживал в РСО-Алания по адресу: с. Терк, ул. Чапаева, 8. Согласно паспорту, выданному 25 декабря 2002 г. ОВД Иристонского МО г. Владикавказа, он был зарегистрирован по указанному адресу. При выдаче ему паспорта по достижении 45 лет отделением Управления ФМС России по РСО-Алания в Иристонском МО г. Владикавказа отметка в паспорте о месте регистрации в РСО-Алания не произведена. Также при выдаче паспорта дочери - ФИО1 по достижении 14 лет отметка о регистрации по месту жительства в РСО-Алания не произведена. Решением Сунженского районного суда от 23 марта 2012 г. на Управление ФМС России по РСО-Алания возложена обязанность зарегистрировать ФИО4 и ФИО1 по адресу: РСО-Алания, МО Иристонский, г. Владикавказ, с. Терк, ул. Чапаева, 8 и произвести отметку в паспорте ФИО4 о регистрации по указанному адресу. Поскольку Управлением ФМС России по РСО-Алания вновь отказано в удовлетворении заявления административного истца о регистрации по месту жительства его детей: ФИО2, 1999 г. рождения и ФИО3, 2001 г. рождения по достижении им 14-летнего возраста, он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать Управление ФМС России по РСО-Алания зарегистрировать ФИО2, 3 июня 1999 г. рождения и ФИО3, 21 апреля 2001 г. рождения по адресу: РСО-Алания, МО Иристонский, г. Владикавказ, с. Терк, ул. Чапаева, 8 и произвести в их паспортах отметки о регистрации по указанному адресу.
Решением Сунженского районного суда от 24 февраля 2016 г. требования административного истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник Управления ФМС России по РСО-Алания, считая решение суда незаконным и необоснованным, ставит вопрос о его отмене. В обоснование жалобы ссылается на то, что административный истец и его семья не проживают в РСО-Алания с 1992 г., а также указывается на то, что с. Терк упразднен как населенный пункт и входит в водоохранную зону, из которой произведено отселение всех проживающих на ее территории граждан.
Представитель Управления ФМС России по РСО-Алания, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав административного истца ФИО4 и его представителя ФИО9, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 является вынужденным переселенцем из РСО-Алания, зарегистрирован по адресу: РСО-Алания, с. Терк, ул. Чапаева, 8, т.е. по месту жительства до осетино-ингушского конфликта. Срок действия статуса вынужденного переселенца ему продлён до 24 января 2015 г.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания N 2439, N 1773 и N 752 ФИО4, ФИО5, 2001 г. рождения и ФИО2, 1999 г. рождения зарегистрированы по месту пребывания по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, с.п. Троицкое, ул. Ленина, 173 "А".
Как следует из ответа Управления ФМС России по РСО-Алания от 28 октября 2015 г. ФИО4 отказано в регистрации его детей ФИО2 и ФИО3 по месту жительства в РСО-Алания на том основании, что с. Терк утратило статус населенного пункта, входит в водоохранную зону и произведено отселение всех ранее проживавших на его территории граждан.
Разрешая спор, проанализировав законодательство, регулирующее возникшие правоотношения, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что отказ Управления ФМС России по РСО-Алания в регистрации ФИО2 и ФИО3 по месту жительства в РСО-Алания, является незаконным, поскольку препятствует реализации их права, быть зарегистрированными по месту своего жительства.
Данный вывод суда основан на требованиях п. 1 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, согласно которому, указанные Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда ввиду следующего.
В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней" указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, должно преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц) и являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона "О вынужденных переселенцах", вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц.
Согласно вступившему в законную силу решению Сунженского районного суда от 23 марта 2012 г. на Управление ФМС России по РСО-Алания возложена обязанность зарегистрировать ФИО4 и ФИО1 по адресу: РСО-Алания, МО Иристонский, г. Владикавказ, с. Терк, ул. Чапаева, 8 и произвести отметку в паспорте ФИО4 о регистрации по указанному адресу.
В соответствии с п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила.
В силу п. 15 Правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Каких-либо данных свидетельствующих о том, что при регистрации ФИО4 по месту пребывания, т.е. в Республике Ингушетия он снят с регистрационного учета по месту жительства в РСО-Алания, материалы дела не содержат.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, домовладение, расположенное по адресу РСО-Алания, МО Иристонский, г. Владикавказ, с. Терк, ул. Чапаева 8, разрушено, однако сохранился фундамент и при устранении препятствий к возвращению на прежнее место жительства административный истец намерен вернуться и проживать в РСО-Алания, где проживал до осетино-ингушского конфликта.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение, в котором ФИО4 проживал до осетино-ингушского конфликта, передано органам местного самоуправления РСО-Алания, а также не содержат материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО4 оказана государственная поддержка на приобретение либо строительство жилья, а также доказательства, подтверждающие доводы административного ответчика в части переселения граждан, проживающих на территории с. Терк РСО-Алания.
В соответствии с п. 117 приказа ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту пребывания и по месту жительства несовершеннолетних граждан к родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), проживающим в жилых помещениях, принадлежащих иным гражданам на праве собственности, осуществляется независимо от их согласия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны законными и обоснованными, так как не опровергают выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам, и сделанным в этой связи выводам, что не является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренным ст. 310 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сунженского районного суда от 24 февраля 2016 г. по делу по административному исковому заявлению ФИО4 на неправомерные действия Управления ФМС России по РСО-Алания оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.