Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО13,
судей: ФИО15 и ФИО16
при секретаре ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел (далее по тексту - МВД) по "адрес" - Алания по доверенности ФИО10 на решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
- административное исковое заявление ФИО3 на неправомерные действия должностных лиц административного ответчика МВД по "адрес" - Алания удовлетворить;
- обязать МВД по "адрес" - Алания выдать на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "адрес", справку о реабилитации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО13, объяснения ФИО3, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО3 (урожденная ФИО14) обратилась в Малгобекский городской суд Республики Ингушетия с административным исковым заявлением на неправомерные действия МВД по "адрес" - Алания, отказавшего ей в выдаче справки о реабилитации, просила признать указанные действия незаконными и обязать административного ответчика выдать ей справку о реабилитации.
В судебном заседании административный истец поддержала требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель МВД по "адрес" - Алания ФИО10, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв, в котором просила в удовлетворении заявления ФИО3 отказать.
Малгобекским городским судом Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше судебное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО10 данное решение суда полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. Апеллянт находит отказ МВД по "адрес" - Алания в выдаче административному истцу справки о реабилитации обусловленным отсутствием в региональных и федеральных архивах документальных подтверждений о высылке и нахождении в спецпоселении родителей истца. В этой связи, по мнению автора жалобы, ФИО3 следовало обратиться в суд в порядке статей 264, 265 ГПК Российской Федерации с заявлением об установлении юридического факта применения к ней репрессий. Ссылаясь на эти обстоятельства, апеллирующая сторона просит решение суда отменить и принять новое судебное решение, которым в удовлетворении искового заявления отказать.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС Российской Федерации) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Обратившись в суд ФИО3 (урожденная ФИО14) указывала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" ССР, куда вместе другими лицами ингушской национальности были сосланы ее отец ФИО1 и мать ФИО2 Как утверждала истец, она обратилась в МВД по "адрес" - Алания с заявлением о признании ее жертвой политических репрессий, в удовлетворении которого административным ответчиком отказано по причине отсутствия в архивах сведений о высылке и нахождении в спецпоселении ее родителей.
В подтверждение своих требований в качестве письменных доказательств ФИО3 представила суду свидетельство о рождении серии I-ФЮ N, выданное ДД.ММ.ГГГГ Макинским городским ЗАГСом, и паспорт серии 26 02 N, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД "адрес" Республики Ингушетия, из которых усматривается, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" ССР, и ее родителями являются отец - ФИО1 и мать - ФИО2, ингуши по национальности.
Разрешая спор между сторонами, и удовлетворяя административное исковое заявление, суд счел подтвержденным рождение истца ДД.ММ.ГГГГ в спецпоселении, куда были высланы ее родители в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР N от ДД.ММ.ГГГГ "О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории" (далее по тексту - Указ Президиума Верховного Совета СССР N от ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, как полагал суд, на истца распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее по тексту - Закон о реабилитации).
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда, в связи со следующим.
Согласно статье 1 Закона о реабилитации политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР N от ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована Чечено-Ингушская АССР, а населявшие ее жители ингушской национальности были репрессированы и высланы в спецпоселения, расположенные в Казахской ССР и на территориях других "адрес", входивших в состав СССР.
Данный факт является общеизвестным и в силу части 1 статьи 64 КАС Российской Федерации доказыванию не подлежит.
Статьей 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны" установлено, что снятие ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР" статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны" в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее место жительства, признана утратившей силу.
В силу части 1 статьи 1.1 Закона о реабилитации подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации также признаются и дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что меры принуждения, примененные государством по политическим мотивам в отношении групп населения в виде выселения из мест проживания, направления в ссылку, высылку на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение их прав и свобод, в равной мере затронули права и законные интересы административного истца, родившейся ДД.ММ.ГГГГ по месту высылки (спецпоселении) ее родителей до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия учитывает показания допрошенных в качестве свидетелей уроженцев "адрес" СОАССР ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые будучи предупрежденные об уголовной ответственности по статьям 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных показаний и отказа от дачи показаний, пояснили, что вместе с родителями ФИО3 (урожденая ФИО14) - ФИО1 и ФИО2 проживали в "адрес" ( "адрес" "адрес", как представители ингушской национальности вместе были репрессированы и высланы в спецпоселения, расположенные в Казахской ССР, где ДД.ММ.ГГГГ и родилась административный истец.
Анализ установленных по делу обстоятельств во взаимосвязи с приведенными выше нормами права, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, свидетельствует о том, что суд первой инстанции обоснованно распространил на ФИО3 действие Закона о реабилитации и правомерно обязал ответчика выдать ей (истцу) справку о реабилитации.
Доводы апеллирующей стороны о том, что в связи с отсутствием в региональных и федеральных архивах документальных подтверждений о высылке и нахождении в спецпоселении родителей истца, последней следовало обратиться в суд не с требованиями об оспаривании действий должностных лиц МВД по "адрес" - Алания, а с заявлением об установлении юридического факта применения к ней репрессий согласиться нельзя.
В статье 6 Закона о реабилитации закреплено, что заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел.
Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
В силу статьи 7 Закона о реабилитации решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Таким образом, Законом о реабилитации не предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение. Напротив, статьей 7 данного Закона установлен специальный несудебный порядок установления таких фактов органами внутренних дел с возможностью дальнейшего обжалования решения данного органа.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 пунктом 1 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу административному исковому заявлению ФИО3 на неправомерные действия должностных лиц МВД по "адрес" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО13
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.