Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО17,
судей - ФИО18.
при секретаре ФИО13
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца
по апелляционной жалобе представителя административных истцов ФИО16 на решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи ФИО17, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратилась в суд с исковым заявлением к УФМС России по РИ о продлении статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. Во время военных событий были вынуждены покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где им предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевался ими ежегодно, в последний раз до декабря 2015 г. При очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УФМС России по РИ в удовлетворении заявления отказало ввиду выплаты в 1999 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 190 руб. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г. "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно". Полагая указанные действия административного ответчика незаконными, просили обязать УФМС России по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании ФИО7 А.И. поддержал требования.
Представитель УФМС России по РИ ФИО14 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Решением суда требования административных истцов оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителя административных истцов ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении требований в связи с неправильным применением норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции ФИО9 З.Д., ФИО7 М.И. и ФИО7 М.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение ФИО7 А.И. и представителя административных истцов ФИО16, поддержавших апелляционную жалобу, представителя УФМС России по РИ ФИО15, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Из уведомления УФМС России по РИ N от 10 февраля 2016 г. следует, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с выплатой 27 сентября 1999 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 190 руб. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г. "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно".
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 29 апреля 2002 г., получение компенсации за утраченное жилье или имущество гражданами, пострадавшими в результате кризиса в Чеченской Республике, могло бы служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания с учетом норм, установленных в данном регионе.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 21.11.2002 г. N 15-П также разъяснил, что вынужденный переселенец нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.
Согласно постановлению Госстроя РФ от 30 июня 1999 г. N 1на III квартал 1999 г. распространено действие постановления Госстроя России от 1 апреля 1999 г. N 22 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 1999 года для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Согласно последнему средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья составила 3 550 руб. Согласно материалам дела на момент получения ссуды семья истцов состояла из 5 человек. В соответствии с п. 5 Порядка выплаты компенсаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 марта 1997 г. N 510, максимальный размер компенсации за утраченное жилье не превышал 120 000 руб. на семью. Таким образом, при норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 кв. метров, административные истцы не могли жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 60 кв. метров заявители могли приобрести лишь 33,8 кв. метров). Полученная компенсация не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу незначительности.
Из материалов дела также усматривается, что административные истцы до настоящего времени жилищно не обустроены, полученная ими компенсация не соответствовала стоимости утраченного жилья и не давала возможности приобрести другое жилье по месту нового проживания, что не согласуется с доводами заинтересованного лица об отсутствии обстоятельств, препятствующих ФИО7 в обустройстве на новом месте жительства.
Кроме того судебная коллегия полагает, что к данному спору Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" в редакции от 30 декабря 2015 г., согласно п. 2 ст. 5 которого срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при неполучении вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье, не может быть применен в силу ст. 4 ГК РФ, так как на момент возникновения спорных правоотношений такая норма в Законе отсутствовала.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права, требования административных истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя административных истцов ФИО16 удовлетворить.
Решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований представителя административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 - ФИО16 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 на один год со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.