Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО8,
судей ФИО8 и ФИО8,
при секретаре ФИО8
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8, ФИО8, ФИО8-Хановны, ФИО8-Хановны, ФИО8-Хановны и ФИО8-Хановича об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес", выразившихся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца,
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 А.М. и другие члены его семьи (всего 6 человек) в 1994 г. вынужденно покинули место постоянного проживания в Чеченской Республике и обосновались в "адрес". Территориальным органом миграционной службы по месту пребывания им предоставлен статус вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевался и в последний раз продлен до ДД.ММ.ГГГГ При очередном обращении административным истцам отказано в продлении указанного срока в связи с тем, что ранее за ФИО8 на праве собственности числилась 1/3 доля жилого помещения площадью 65,5 кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Основанием отказа также послужила выплаченная истцам в 2005 г. компенсация в размере 138 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно (далее - Порядок).
Полагая действия органа государственной власти неправомерными, истцы просили суд обязать ФИО8 по "адрес" продлить им, а также несовершеннолетним ФИО8-Хановне и ФИО8-Хановичу срок действия статуса вынужденного переселенца, поскольку полученная ими компенсация не соответствовала стоимости утраченного жилья, а жилой дом был приобретен на средства материнского капитала.
В судебном заседании ФИО8 поддержала требования по мотивам, изложенным в административном иске, и просила их удовлетворить.
ФИО8 по "адрес" ФИО8 в удовлетворении иска просила отказать.
Судом принято названное выше решение.
В апелляционной жалобе административные истцы, полагая оспоренный судебный акт незаконным и необоснованным, просят его отменить.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО8 и ФИО8 административных истцов ФИО8, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции применил Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I "О вынужденных переселенцах", определяющий статус вынужденных переселенцев, устанавливающий экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 467-ФЗ в Закон "О вынужденных переселенцах" внесены изменения, согласно которым срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается в случае, если вынужденный переселенец является собственником жилого помещения на территории ФИО8 или в случае получения им денежной компенсации за утраченное жилье. Указанные изменения вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как видно из материалов дела, заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административными истцами поданы в орган миграционной службы ДД.ММ.ГГГГ и в силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" должны были быть рассмотрены до истечения 30 дней со дня их подачи. Однако в нарушение названного закона данные заявления рассмотрены лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 5 месяцев.
В связи с необоснованно длительным рассмотрением заявлений вынужденных переселенцев о продлении статуса вынужденного переселенца, повлекшее грубое нарушение прав и законных интересов административных истцов, судом в адрес ФИО8 по "адрес" вынесено частное определение от ДД.ММ.ГГГГ
В этой связи судебная коллегия полагает необходимым применить к возникшим правоотношениям Закон РФ "О вынужденных переселенцах" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 358-ФЗ, поскольку спорные отношения между сторонами носили длящийся характер, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - когда заявителям (административным истцам) окончательно было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с получением компенсации и наличия жилья.
Следовательно, вступившие в законную силу ДД.ММ.ГГГГ изменения в Закон "О вынужденных переселенцах" в силу названных выше положений закона не имеют обратной силы и должны применяться к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Судом установлено, что административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики и нуждаются в жилищном обустройстве. Срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 4 и 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с п. 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ N, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно письму ФИО8 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что в 2010 г. за ФИО8 А.Х. на праве собственности числилась 1/3 доля жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"., а также им в 2005 г. выплачена компенсация в размере 138 000 руб. в соответствии с Порядком.
Между тем решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ пункт 19 Порядка признан незаконным и недействующим. Согласно данному решению получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм.
Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является выяснение вопросов о соответствии общей площади приобретенной ФИО8. доли жилого помещения нормам жилой площади, установленных в данном регионе на момент приобретения жилья, и соответствии выплаченной административным истцам компенсации стоимости утраченного жилья, то есть давал ли размер этой компенсации возможность приобрести на момент ее выплаты другое жилье по новому месту проживания с учетом состава семьи и установленных в данном регионе норм.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), с момента вступления в силу указанного постановления составляет 10 кв.м. То есть данная норма действовала также в 2005 г. на момент выплаты истцам компенсации и в 2010 г. на момент приобретения ФИО8 А.Х. доли жилого дома.
Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2005 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по ФИО8 на первый квартал 2005 г. в размере 11170 руб.
В силу п. 5 Порядка начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.
При определении размера компенсации учитываются члены семьи, временно отсутствовавшие в период разрешения кризиса в Чеченской Республике в связи с выбытием на учебу, военную службу, лечение, в длительную командировку, при условии отсутствия у них любого иного постоянного жилья.
Право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
По смыслу п. 5 и 6 Порядка компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья, максимальный размер которой составляет не более 120000 руб.
Компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 рублей на каждого последующего члена семьи.
Как усматривается из материалов дела, семья административных истцов на момент подачи заявления об оказании государственной поддержки и получения компенсации состояла из шести человек (все административные истцы). Размер выплаченной им компенсации составляет 138000 руб., из которых 120000 руб. согласно п. 5 Порядка предназначены для строительства (приобретения) жилья.
И того на момент выплаты компенсации в 2005 г. на одного члена семьи административных истцов приходилось 1,7 кв.м. (120000 руб. : 11170 руб. : 6 человек) общей площади жилого помещения.
Из материалов дела также видно, что в период с 5 по ДД.ММ.ГГГГ за ФИО8 А.Х. числилась 1/3 доля жилого дома площадью 65,5 кв.м., расположенного по адресу: "адрес". На момент приобретения указанной доли жилья семья административных истцов состояла из восьми человек (все административные истцы, ФИО8 и ФИО8). Следовательно, в 2010 г. из приобретенного жилого дома каждый член семьи истцов мог получить лишь по 2,7 кв.м. (65,5 кв.м. : 3 доли : 8 человек) площади жилья.
Таким образом, на одного члена семьи административных истцов в сумме приходилось по 4,4 кв.м. (1,7 кв.м. + 2,7 кв.м.) площади жилья, то есть менее учетной нормы, что свидетельствует о жилищной необустроенности семьи ФИО8.
Необходимо отметить, что вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ все административные истцы, а также ФИО8-Хановна и ФИО8-Ханович признаны вынужденными переселенцами и им продлён срок действия статуса вынужденного переселенца до полного жилищного обустройства. Обстоятельства, установленные этим решением, в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ не нуждаются в повторном доказывании и не подлежат оспариванию.
Ст. 178 КАС РФ предусматривает обязанность суда принимать решение исключительно по заявленным административным истцом требованиям.
Как уже отмечено выше, ФИО8 по "адрес" отказало административным истцам в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ввиду выплаты им компенсации и наличия жилья. Именно эти обстоятельства послужили основанием для отказа в продлении им статуса вынужденного переселенца. Пропуск срока подачи в орган миграционной службы заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, как самостоятельное основание для отказа в его продлении, ответчиком не указывалось и предметом обжалования не являлось, а потому рассматривая вопрос соблюдения указанного срока, суд вышел за рамки заявленных административным истцом требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит необоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для продления административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО8, ФИО8, ФИО8-Хановны, ФИО8-Хановны, ФИО8-Хановны и ФИО8-Хановича об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административных истцов.
Признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы по "адрес", выразившиеся в отказе административным истцам в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Обязать Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" продлить ФИО8, ФИО8, ФИО8-Хановне, ФИО8-Хановне, ФИО8-Хановне, ФИО8-Хановичу, ФИО8-Хановне и ФИО8-Хановичу срок действия статуса вынужденного переселенца на один год с момента вынесения настоящего определения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.