Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагсетан в составе:
председательствующего - Абдуллаева М.К.,
судей - Гебековой Л.А. и Гасановой Д.Г.
при секретаре судебного заседания - Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министра труда и социального развития РД Гаджигишиева Х.Г. на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 15 апреля 2016года, которым постановлено:
"Исковые требования заместителя прокурора Кировского района гор. Махачкалы к ГКУ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства" и Министерства труда и социального развития РД - удовлетворить.
Обязать ГКУ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства" и Министерство труда и социального развития РД в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательств о противодействии терроризму и пожарной безопасности, указанных в акте N от "дата" года".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гебековой Л.А, выслушав объяснения представителей по доверенности ГКУ РФ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам безз определенного места жительства" Халиловой М.У. и Министерства труда и социального развития РД Джабиева Р.Б., просивших решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Кировского района г.Махачкала обратился в суд с иском к ГКУ "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства" и Министерства труда и социального развития РД о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Прокуратурой Кировского района г.Махачкалы во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка антитеррористического и противопожарного состояния в Государственном казенном учреждении Республики Дагестан "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства", положенном по адресу г.Махачкала, "адрес".
Установлено, что в ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не в полной мере соблюдаются требования Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействию терроризму", решения антитеррористической миссии г.Махачкалы от 08 июня 2009 года "О неотложных исполнительных мерах по предупреждению террористических и экстремистских проявлений, обеспечению безопасности населения и антитеррористической защищенности критически важных, особо опасных объектов и объектов жизнеобеспечения защищенности учреждения".
Отделом надзорной деятельности по Кировскому району г.Махачкалы УНД и ПР ГУ МЧС России по РД в соответствии со ст.ст. 6, 6.1, 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69- ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 9 Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 года N294 "О защите прав юридический лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года "О федеральном государственном пожарном надзоре", проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ). При этом установлено, что помещения эксплуатируются с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности.
В силу ст. 37 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) является объектом массового пребывания людей, входящий в перечень объектов критической инфраструктуры.
В соответствии с уставом ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) Министерству труда и социального развития Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 7 ст.2 Федерального закона РФ от 6 марта 2006 года N35 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма. Указанные нарушения значительно снижают уровень антитеррористической защищенности учреждений социальной защиты, отрицательно сказываются на безопасности лиц их посещающих и могут способствовать совершению преступлений террористической направленности.
Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, выявленных в ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) угрожает жизни и здоровью находящихся в нем детей, сотрудников, а также граждан.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министра труда и социального развития РД Гаджигишиева Х.Г. ставится вопрос об отмене решения суда.
Указывается, что судом первой инстанции не было принято во внимание и не дана соответствующая оценка тому обстоятельству, что фактически прокуратурой Кировского района г. Махачкалы проверка в ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не проводилась.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества.
ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не обладая какими-либо правами в отношении занимаемого здания не вправе осуществлять расходование бюджетных средств на устранение выявленных нарушений.
В связи с тем, что объект недвижимости занимаемый ГКУ РД КСЦПЛ (БОМЖ) не находится в республиканском ведении либо в ведении государственных учреждений РД, а правоотношения сторон между собственником здания и учреждением в пользовании которого оно находится не оформлены гражданско-правовым соглашением, Министерством финансов Республики Дагестан не были предусмотрены в бюджетной смете соответствующие финансовые средства на текущий финансовый год, что также не позволяет Минтруду РД выделить бюджетные ассигнования для устранения указанных нарушений.
Суд первой инстанции, рассмотрев исковое заявление прокуратуры в порядке гражданского судопроизводства, допустил грубое нарушение процессуального законодательства, поскольку оно подлежало рассмотрению в рамках административного судопроизводства.
В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий( бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий,за исключением дел, отнесенных Федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что предусмотрено положениями ст. 39 КАС РФ.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, судебная коллегия находит, что возникший спор подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
В соответствии с п.3 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 15 апреля 2016 года отменить, производство по делу прекратить.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.