Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М. и Хираева Ш.М., при секретаре Агарагимовой М.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан о признании незаконным решение МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан об отказе в предоставлении ему имущественного налогового вычета и об обязании МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан предоставить ему налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в связи с приобретением квартиры по договору купли-продажи от "дата" по адресу: "адрес", по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 13 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с административным иском к МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан о признании незаконным решение МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан об отказе в предоставлении ему имущественного налогового вычета и об обязании МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан предоставить ему налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в связи с приобретением квартиры по договору купли-продажи от "дата" по адресу: "адрес".
Решением городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 13 мая 2016 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился административный истец ФИО1
В поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что являясь налогоплательщиком в 2014 году, после выхода на пенсию, он приобрёл у своей дочери ФИО2 каркас однокомнатной квартиры за N руб. "дата" он зарегистрировал на него право собственности. По его мнению заключение указанной сделки купли-продажи квартиры между ним и дочерью само по себе не является достаточным основанием для признания их взаимозависимыми и налоговый орган должен доказать могли ли повлиять и повлияли ли отношения между ними на результаты совершенной сделки купли-продажи.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан полагает, что решение суда законно и обоснованно, а доводы жалобы несостоятельны.
Административный истец ФИО1 и МРИ ФНС России N4 по Республике Дагестан в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не приняли при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела сторон.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определении размере налоговой базы имеет право на получении имущественного вычета в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительств, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Указанный вычет не предоставляется в том случае, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершена между физическими лицами, являющимися, взаимозависимыми лицами, являющиеся взаимозависимыми в соответствии со ст. 20 НК РФ.
В силу п.п.З п.1 ст. 20 НК РФ Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношения родства или свойств, усыновителя, а также попечителя и опекаемого.
Статьей 105.1 НК РФ предусмотрено, что если особенности отношений между лицами могут оказать влияние на условия и (или) результат сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемые таковыми в соответствии с настоящей статьей.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, смысл имущественного налогового вычета состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в целях стимулирования граждан к улучшению их жилищных условий, что освобождение от уплаты налогов по своей природе является льготой, исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. N 5-П и от 28 марта 2000 г. N 5-П).
Решая задачи по стимулированию граждан к улучшению своих жилищных условий, федеральный законодатель одновременно установилслучаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесено совершение сделки купли-продажи квартиры между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац двадцать шестой подпункта 2 пункта 1 статьи 220 названного Кодекса).
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные бр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.