Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.,
судей - Хираева Ш.М., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре - Агарагимовой М.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Дагестан на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 13 апреля 2016 года по делу по заявлению ОМА к Хасавюртовскому городскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее Хасавюртовский городской отдел Управления Росреестра по Республики Дагестан) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
установила:
ОМА обратилась в суд с заявлением к Хасавюртовскому городскому отделу Управления Росреестра по Республики Дагестан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 398, 90 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, "адрес", кадастровый (условный) номер N, с возложением обязанности на ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности указанного земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что 15 декабря 2015 года, через МФЦ города Хасавюрт, ею были поданы документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 398,90 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" кадастровый (условный) номер: N. 17 декабря 2015 года в Хасавюртовском городском отделе Управления Росреестра по Республики Дагестан документы были зарегистрированы за вх. N. В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган были предоставлены, договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 398,90 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", для использования под индивидуальную жилую застройку от 21 августа 2012 года за N с приложенным пакетом документов.
31 декабря 2015 года Хасавюртовским городским отделом Управления Росреестра по Республики Дагестан было направлено уведомление N о приостановлении государственной регистрации права. Затем, 01 февраля 2016 года ответчиком направлено сообщение N об отказе в государственной регистрации права собственности, которое мотивированное тем, что ею в срок до 01.02.2016 г. не устранены причины, препятствующие государственной регистрации и не представлены документы, устраняющие сомнения в наличии оснований для государственной регистрации ее права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества. В ходе правовой экспертизы документов, поступивших на государственную регистрацию ее права собственности на вышеуказанный земельный участок, установлено, что в представленных ею документах отсутствует документ о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка, сообщение о проведении аукциона не соответствует требованиям действующего законодательства, не представлено заявление на переход права другой стороны договора.
Анализируя документы, исходящие из Хасавюртовского городского отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан, причина отказа в государственной регистрации права связана с отсутствием документа о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка, отсутствием сведений о проведении аукциона по продаже земельного участка и не представлением заявлений обоих сторон договора о государственной регистрации переход права.
Истец полагает, что такая позиция ответчика является ошибочной, а отказ в государственной регистрации права собственности незаконным и необоснованным, поскольку действующее законодательство, регулирующее порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не предусматривает предоставление документа о проведении оценки рыночной стоимости права аренды, стоимости земельного участка, для государственной регистрации права собственности на земельный участок, а также не наделяет регистрирующий орган полномочиями давать оценку документам, предшествующим заключению договора купли продажи. Управление Росреестра является регистрирующим, а не правоустанавливающим органом. Обстоятельства, предшествующие заключению договора купли продажи и аренды земельного участка (оценка земельного участка), не относятся ни к форме, ни к содержанию договоров, представленных в Управление в качестве основания для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости.
Решением Хасавюртовского городского суда от 13 апреля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено, судом постановлено: "Признать незаконным решение Хасавюртовского городского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан от 01 февраля 2016 г. N об отказе в государственной регистрации права собственности ОМА на земельный участок, общей площадью 398,90 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" кадастровый (условный) номер: N
Обязать Хасавюртовский городской отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан осуществить государственную регистрацию права собственности ОМА на земельный участок, общей площадью 398,90 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" кадастровый (условный) номер: N".
Не согласившись с принятым решением, представителем Управления Росреестра по Республике Дагестан ТМА подана апелляционная жалоба, в которой он выражает свое несогласие с вынесенным судебным актом. Полагает, что заявитель не устранил причины, препятствовавшие государственной регистрации права, в связи с чем государственный регистратор отказал заявителю в государственной регистрации права на земельный участок. Со ссылкой на нормы материального права, считает, что из представленных заявителем документов усматривается спор о праве на земельный участок, что также по мнению заявителя, является основание для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Дело рассмотрено, согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Республике Дагестан МИК, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя истца ОМА - ВСА, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 5 этой статьи отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней, либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закона) отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 12 Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе включены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
При этом проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Часть 2 статьи 17 Закона не допускает истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 13 Закона указывает, что порядок проведения государственной регистрации прав включает и правовую экспертизу документов и проверку законности сделки и является неотъемлемой частью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и следует за стадией приема документов.
Правовая экспертиза документов проводится государственными регистраторами в следующей последовательности: проверка имеющихся в ЕГРП записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе и в государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", который вступил в силу с 1 октября 2013 года, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки должна проводиться регистрирующим органом в контексте установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Пункт 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 г. N 184, в его взаимосвязи с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечисляет перечень документов для предоставления на государственную регистрацию: заявление о государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 28 Закона; документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона); документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (статья 16 Закона); документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (статьи 16, 17 Закона); кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (статьи 17, 18 Закона). Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (статья 16 Закона). В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также, если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона, на государственную регистрацию могут истребовать дополнительные документы (пункт 2 статьи 17 Закона).
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не предусматривает предоставление документа о проведении оценки рыночной стоимости права аренды, стоимости земельного участка, для государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Как следует из материалов дела и установлено судом ОМА представила в регистрирующий орган договор купли-продажи земельного участка от 21 августа 2012 года N, заключённый между администрацией города Хасавюрт и ОМА Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", цена договора "." рублей.
По акту приема-передачи земельного участка от 21 августа 2012 года земельный участок был передан ОМА
Договор купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка подписан сторонами и скреплен печатями.
Перечисленные документы, на основании которых в собственность ОМА перешел земельный участок, никем не оспорены и являются действующими.
Уведомлением от 01 февраля 2016 года за исходящим N Хасавюртовским городским отделом Управления Росреестра по Республики Дагестан ОМА отказано в регистрации права на недвижимое имущество со ссылкой на то, что в ходе правовой экспертизы документов, поступивших на государственную регистрацию ее права собственности на вышеуказанный земельный участок, установлено, что в представленных документах отсутствует документ о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка, сообщение о проведении аукциона не соответствует требованиям действующего законодательства, не представлено заявление на переход права другой стороны договора.
Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности ОМА на земельный участок с кадастровый номером N, расположенный по адресу: "адрес", поскольку нормы действующего законодательства не наделяют регистрирующий орган, каковым является Хасавюртовский городской отдел Управления Росреестра по Республики Дагестан, надзорными функциями по проверке соответствия законодательству заключенных сделок.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления ОМА к Хасавюртовскому городскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан о признании незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.