Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М., Хираева Ш.М., при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МО " "адрес"" Буйнакского района РД ФИО5 на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от "дата" по делу по иску прокурора г. Буйнакска к администрации МО " "адрес"" Буйнакского района РД (далее МО " "адрес"") о понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Буйнакска обратился в суд с иском к администрации МО " "адрес"" о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки прокуратурой г. Буйнакска по информации ТО Управления Роспотребнадзор по РД в Буйнакск установлено, что администрацией МО " "адрес"" программа производственного контроля по исследованию воды не разработана и проводится производственный контроль за соответствием качества питьевой воды, подаваемой населению села Атланаул.
Данное является нарушением требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001, нет согласованной Программы производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, не обеспечивается производственный лабораторный контроль качества подаваемой населению питьевой воды.
Решением суда от "дата" иск удовлетворен и постановлено:
"Обязать администрацию МО " "адрес"" разработать программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10, согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечить проведение производственного контроля качества и безопасности питьевой воды с требованиями действующих нормативно-правовых актов и осуществлять производственный контроль качества и безопасности питьевой воды на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям с частотой, установленной санитарными нормами и Правилами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ от 26.09.2001".
В апелляционной жалобе главой администрации МО " "адрес"" ФИО7 не отрицается наличие выявленных нарушений, однако не согласны с решением суда, поскольку оно вынесено без учета того, что у ответчика отсутствуют финансовые средства для устранения нарушений.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы помощник прокурора г. Буйнакск полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела апеллянта, в связи с неявкой (ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи, заключение прокурора ФИО6, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Так, в рамках проверки исполнения законодательства по эксплуатации систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой, установлено, что нарушены гигиенические требования к качеству воды систем питьевого водоснабжения населения МО " "адрес"", которые не отвечают предъявляемым законом требованиям.
Считая выявленные нарушения со стороны администрации МО " "адрес"", нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор г. Буйнакск обратился в суд с иском.
В соответствии со статьёй 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.ст. 2 и 42 Конституции России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (О водоснабжении и водоотведении" (в редакции закона, действовавшей на момент допущения нарушений) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
По п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции закона, действовавшей на момент допущения нарушений) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предела полномочий, установленных законодательством России.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании статей 11 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением Главного государственного санврача России от 26.09.2001 N 24.
Согласно п.п. 4.1,4.8 Правил, за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
В силу п.п. 5. п. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии с п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Довод апеллянта об отсутствии средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения спора и действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления указанных требований законодательства с их финансовыми возможностями.
По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене решения суда не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.