Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей Идрисовой А.В. и Фроловой Т.Е.,
при секретаре Багиеве Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Уфы в интересах Шивченко И.В., Мингажевой И.У. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Уфы обратился в суд в интересах Ш., Мингажевой И.У. с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
В ходе проверки установлено, что в дата Ш. дата года рождения признан малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний".
По утверждению истца, ответчиком возложенная на него обязанность по обеспечению Ш. и его матери Мингажевой И.У. жилым помещением во внеочередном порядке до настоящего времени не исполнена, указанные лица вынуждены снимать жилье за ... ежемесячно.
Просил суд обязать ответчика предоставить Ш. и Мингажевой И.У. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее ... с учетом права Ш ... на дополнительное жилое помещение.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата данные требования истца были удовлетворены, на ответчика возложена обязанность предоставить Ш. и Мингажевой И.У. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям по норме предоставления общей площади на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее ... общей площади.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, указала, что в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилых помещений на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена быть не может, за отсутствием в Республике Башкортостан закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями о предоставлении жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний. По утверждению подателя жалобы, суд не учел, что Мингажева И.У. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях не состоит и потому правом на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма не обладает, таким правом наделен только Ш.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Кулясову Р.Я., законного представителя Шивченко И.В. - Мингажеву И.У., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).
Закон обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
В Определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О Конституционный Суд РФ еще раз подчеркнул, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая изложенное, признание гражданина малоимущим является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 17 которого предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) и Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Пунктом 2 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 08 июня 2006 г. N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
По смыслу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, материалами дела подтверждено, что Мингажева И.У. и ее несовершеннолетний сын Ш. дата года рождения зарегистрированы и проживают на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, собственниками объектов недвижимости не являются (л.д. 23, 29, 41-42, 45-46, 83-84).
Ш. является ребенком - инвалидом, состоит на диспансерном учете по поводу хронического заболевания (код заболевания ... ), имеет право на внеочередное получение жилой площади и дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" (л.д. 118-119,123).
Распоряжениями администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N ... от дата, N ... и N ... от дата Ш. признан малоимущим, принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, а также включен в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний" (л.д. 75-76).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у ребенка - инвалида Ш. заболевания, дающего ему право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм, с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
При этом, таким жилым помещением несовершеннолетний Ш. до настоящего времени ответчиком не обеспечен, что, как правильно указал суд, свидетельствует о необходимости возложения на администрацию городского округа г. N ... Республики Башкортостан обязанности предоставить Ш. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании изложенного, с постановленным по делу решением об удовлетворении заявленных прокурором требований судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилых помещений на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена быть не может, за отсутствием в Республике Башкортостан закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями о предоставлении жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний.
Как уже было сказано выше, в силу закона предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищном кодексе Российской Федерации полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.
Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что Мингажева И.У. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях не состоит и потому правом на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма не обладает, таким правом наделен только Ш.
Так, при вынесении обжалуемого решения суд учел, что предоставление жилого помещения только Ш. приведет к нарушению прав последнего, так как в силу возраста и состояния здоровья он не может обслуживать себя и нуждается в постороннем уходе, в связи с чем правильно возложил на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанность предоставить жилое помещение Ш. с учетом проживания в ней его законного представителя Мингажевой И.У., вне зависимости от факта нахождения последней на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи А.В. Идрисова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Л.А. Шакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.