Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей Идрисовой А.В. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Рахимовой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданского дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "СтройПроект" запретить использование земельного участка, обязать освободить земельный участок от размещенных твердых коммунальных отходов с последующей рекультивацией в соответствии с проектом рекультивации земельного участка,
по апелляционной жалобе ООО "СтройПроект" на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка законности пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, общей площадью ... с кадастровым номером N ... , расположенного адрес
Проверкой установлено, что приведенный земельный участок дата администрацией муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан предоставлен администрации сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан в постоянное (бессрочное) пользование для размещения полигона твердых коммунальных отходов.
Со своей стороны, администрации сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан предоставила указанный земельный участок для временного складирования твердых коммунальных отходов ООО "СтройПроект" по договору от дата
По утверждению истца, со стороны ответчика имеет место нарушение прав граждан, проживающих вблизи данной свалки, на благоприятную окружающую среду.
Просит запретить ООО "СтройПроект" использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N ... , общей площадью ... , расположенный в адрес для размещения твердых коммунальных отходов. Обязать ООО "СтройПроект" очистить земельный участок от размещенных твердых коммунальных отходов, с последующей его рекультивацией в соответствии с проектом рекультивации земельного участка. Просил установить, что ответчик должен исполнить решение суда по настоящему делу в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "СтройПроект" просит отменить решение. Полагает, что судом не принято во внимание, что спорный земельный участок они выбрали не самостоятельно, а участок был предоставлен администрацией сельского поселения Мишкинский сельсовет в соответствии с договором от дата для временного складирования твердых коммунальных расходов. На данный участок твердые бытовые отходы вывозились также населением, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан Шевченко Е.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Самойленко А.В. - Кашкарову Р.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление или прекращение противоречит общественным интересам.
Ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Для осуществления деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании п. 30 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" необходимо получение лицензии.
Согласно п. п. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона от 24июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" определен порядок ведения государственного кадастра отходов (порядок N 792), который предусматривает порядок ведения Росприроднадзором, в том числе государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с 01 августа 2014 года.
Согласно п. 16 Порядка N 792, ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, отвал горных пород и другое); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Виды объектов размещения отходов представлены в Таблице 1 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
В целях реализации указанных положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N ... от дата было произведено включение в государственный реестр объектов размещения отходов объектов размещения отходов согласно приложению.
Из материалов дела следует, что дата на основании Постановления администрации муниципального района Мишкинский район N ... земельный участок из земель сельхозназначения с кадастровым номером N ... , почтовый адрес: адрес, предоставлен муниципальному учреждению Администрации сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в постоянное(бессрочное) пользование для размещения полигона твердых бытовых отходов.
дата Администрация сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан заключила с ООО "СтройПроект" договор N ... на временное складирование твердых бытовых отходов на приведенный земельный участок.
дата Башкирской природоохранной прокуратурой проведена проверка законности использования земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью ... с кадастровым номером N ... которой установлено, что на площади размером ... размещено ... твердых коммунальных отходов. Сделан вывод о нецелевом использовании земельного участка, и что дальнейшее использование ответчиком земельного участка может привести к деградации, загрязнению, захламлению, отравлению, порче земли, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) последствиям.
В ходе судебного разбирательства ответчик не отрицал, что договор о временным складировании твердых бытовых отходов вынужден был заключить в связи с проведением работы по упорядочению своей деятельности по обращению с отходами в соответствии с требованиями законодательства, с целью получения лицензии на проведение работы по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Так, дата проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права: договора аренды за N ... на земельный участок с кадастровым номером N ... земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: для размещения и обслуживания полигона твердых бытовых отходов, почтовый адрес .
После получения лицензии дата направил информацию по полигону ТБО адрес (земельный участок с кадастровым номером N ... для включения в государственный объектов размещения отходов в Управление Росприроднадзора по Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца в части наложения запрета на ООО "СтройПроект" использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N ... общей площадью ... расположенный в адрес для размещения твердых коммунальных отходов.
В указанной части решение Бирского межрайонного суда ответчиком не оспаривается.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении исковых требований Башкирского природоохранного прокурора в остальной части. Решение суда в указанной части не мотивированно.
При этом судебная коллегия исходит из того, что согласно положений норм главы 2 Гражданского кодекса РФ способы и меры пресечения нарушения права должны быть соразмерны характеру и степени нарушения.
Согласно представленного администрацией сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан справки, и не оспаривается сторонами, земельный участок с кадастровым номером N ... , категория "земли сельхозназначения" по адресу: адрес, с разрешенным использованием для размещения полигона твердых бытовых отходов, используется примерно с дата. администрацией сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан для размещения твердых бытовых отходов.
Согласно действующему на тот период законодательству не требовалось внесение указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.
Другого полигона для захоронения бытовых отходов на территории сельского поселения Мишкинский с/с в настоящее время не имеет.
Строительство полигона твердых бытовых отходов ведется на соседнем участке с кадастровым номером 02:39:090401:9.
ООО "СтройПроект" осуществлял размещение (захоронение) отходов на земельном участке с кадастровым номером N ... на основании договора N ... от дата о временном складировании твердых бытовых отходов, где целевым назначением этого земельного участка указано именно для размещения твердых бытовых отходов.
Срок действия данного договора сторонами определен до получения ответчиком лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
В настоящее время ООО "Строй Проект" лицензия получена, о чем они указывают в своей апелляционной жалобе.
Истец, заявляя требования о наложении обязанности на ООО "СтройПроект" очистить земельный участок от размещенных твердых коммунальных отходов, с последующей его рекультивацией в соответствии с проектом рекультивации земельного участка, при этом в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каких либо допустимых доказательств, позволяющих определить объем размещенных ответчиком отходов на земельном участке с кадастровым номером N ... , используемом администрацией сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан в качестве фактически свалки примерно с дата, не представляет.
Так, по представленным в материалах дела истцом документам, не представляется возможным определить, какая часть твердых бытовых отходов является размещенной незаконно и именно ответчиком.
Не представлены документы, и не добыты судом, о возможности перезахоронения указываемого в иске объема отходов без негативного влияния на окружающую среду, экологическую безопасность и здоровье жителей сельского поселения Мишкинский сельсовет, а также без угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения экологических и санитарных эпидемиологических правил.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что удовлетворение заявленных требований в полном объеме будет являться несоразмерным допущенному ответчиком нарушению размещения отходов на объекте, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
В связи с чем, решение Бирского межрайонного суда города Республики Башкортостан от дата в части наложения обязанности на ООО "СтройПроект" очистить земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью ... с кадастровым номером N ... , расположенный в адрес, от размещения твердых коммунальных отходов, с последующей его рекультивацией в соответствии с проектом рекультивации земельного участка подлежит отмене, с вынесением в указанной части нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бирского межрайонного суда города Республики Башкортостан от дата отменить в части наложения обязанности на ООО "СтройПроект" очистить земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью ... с кадастровым номером N ... , расположенный в Мишкинском районе Республики Башкортостан, от размещения твердых коммунальных отходов, с последующей его рекультивацией в соответствии с проектом рекультивации земельного участка.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "СтройПроект" о наложении обязанности на ООО "СтройПроект" очистить земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью ... с кадастровым номером N ... , расположенный в адрес, от размещения твердых коммунальных отходов, с последующей его рекультивацией в соответствии с проектом рекультивации земельного участка, отказать.
В остальной части решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий: О.В. Алексеенко
Судьи: А.В. Идрисова
Т.Е. Фролова
Справка: судья А.Ю. Яндубаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.