Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей Идрисовой А.В., Фроловой Т.Е.,
при секретаре Ф.Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе истца Я.Л.Б. на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата по административному делу по административному исковому заявлению Яздановой Л.Б. к прокурору Аургазинского района Республики Башкортостан о признании незаконным действия (бездействия) по разрешению обращения, ответа на обращение, возложении обязанности при разрешении обращения прийти к определенным выводам, принятии мер прокурорского реагирования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Я.Л.Б., с учетом уточнения исковых требований, обратилась в суд с иском к прокурору адрес Республики Башкортостан о признании незаконным действия (бездействия) по разрешению обращения, ответа на обращение, возложении обязанности при разрешении обращения прийти к определенным выводам, принятии мер прокурорского реагирования. Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с обращением о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу неправомерного, по мнению истца, возложения на истца распоряжением главы сельского поселения обязанностей по совершению нотариальных действий. Ответчик в принятии мер прокурорского реагирования отказал, с чем истец не согласна указывая, что ответчик не хочет брать на себя обязанность по устранению и урегулированию возникшего противостояния и защитить муниципального служащего от незаконной обязанности, при этом не оплачиваемой, что считается принудительным трудом, запрещенным в России, что не может игнорироваться прокуратурой. На основании изложенного истец просит :
- признать незаконными действия (бездействия) прокуратуры адрес Республики Башкортостан по разрешению обращения о неправомерном возложении на истца обязанности по совершению нотариальных действий;
-обязать прокуратуру адрес Республики Башкортостан принять меры прокурорского реагирования в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истца вследствие неправомерного возложения на истца администрацией сельского поселения ... сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанности по совершению нотариальных действий;
-признать, что при рассмотрении обращения о неправомерном возложении на Я.Л.Б. обязанности по совершению нотариальных действий, прокуратура должна сделать следующие выводы:
а) Я.Л.Б., как управляющий делами администрации сельского поселения, не является должностным лицом местного самоуправления;
б) Я.Л.Б., как управляющий делами администрации сельского поселения, не относится к руководящему составу органов местного самоуправления;
в) на Я.Л.Б. неправомерно возложили обязанности по совершению нотариальных действий;
г) в Уставе сельского поселения отсутствуют иные должностные лица и должности муниципальной службы, а значит, эти должности не легитимны;
д) необходимо предпринять меры прокурорского реагирования, исходя из сделанных выводов;
-признать ответ прокуратуры о неправомерном возложении на Я.Л.Б. обязанностей по совершению нотариальных действий неразрешенным, т.к. не рассмотрены все поставленные в обращении вопросы, не приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и не дан исчерпывающий ответ заявителю;
-признать незаконными действия (бездействия) прокуратуры адрес Республики Башкортостан по разрешению обращения о неправомерном возложении на Я.Л.Б. обязанности по совершению нотариальных действий;
-обязать прокуратуру принять меры прокурорского реагирования, а именно:
а)внести протест (представление) к главе администрации сельского поселения ... сельсовет об отмене распоряжения о неправомерном возложении на Я.Л.Б. обязанности по совершению нотариальных действий;
б)внести протест (представление) о приведении Устава сельского поселения в соответствие с законодательством о муниципальной службе и законодательством о местном самоуправлении, то есть обязать Совет сельского поселения Кебячевский сельсовет внести в Устав должностных лиц местного самоуправления и должности муниципальной службы.
Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отказано в удовлетворении исковых требований Я.Л.Б. к прокурору адрес Республики Башкортостан о признании незаконным действия (бездействия) по разрешению обращения, ответа на обращение, возложении обязанности при разрешении обращения прийти к определенным выводам, принятии мер прокурорского реагирования.
В апелляционной жалобе истец Я.Л.Б. просит решение суда отменить, оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения судом норм материального права и неправильным определением юридически значимых обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, что в силу ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
В соответствии с положениями ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Частью 1 статьи 12 Закона о прокуратуре и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года N 45, установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с положениями Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 года N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
На основании ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно требований ч. 2 указанной статьи Закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Как следует из ст. ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что дата истец обратилась в прокуратуру адрес Республики Башкортостан с обращением о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу неправомерного, по мнению истца, возложения на нее распоряжением главы сельского поселения ... сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата обязанностей по совершению нотариальных действий.
дата за исх. N ... м-2016 прокуратурой адрес Республики Башкортостан истцу за подписью заместителя прокурора района О.А.А. дан ответ.
Я.Л.Б., со ссылками на нормы материального права, сообщено, что возложение обязанностей по совершению нотариальных действий на управляющего делами, как муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, не противоречит законодательству. Заявителю разъяснено, что в случае несогласия в ответом, она вправе обжаловать его в суд либо вышестоящему прокурору.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исследовал обстоятельства дела, проанализировал доводы сторон, применительно к требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и пришел к выводу о том, что нарушений законодательства при рассмотрении заявления Я.Л.Б. органами прокуратуры допущено не было.
Судебная коллегия оснований для признания такого вывода суда незаконным по доводам апелляционной жалобы не находит.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, основан на правильном применении к спорным правоотношениям положений Закона РФ от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 года N 45.
Ответ на обращение Я.Л.Б. был дан уполномоченным должностным лицом в пределах установленной компетенции и в предусмотренные законом сроки, ответ являются мотивированными, в нем содержатся ответы на все поставленные вопросы.
Таким образом, порядок и срок разрешения обращения, предусмотренные Законом N 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, не нарушены.
Несогласие Я.Л.Б. с полученным ответом на ее обращение не свидетельствует о незаконности действий должностного лица органов прокуратуры, о необходимости возложения на него обязанности дать другой ответ, а также о нарушении прав заявителя.
На основании статьи 27 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Кроме того, при выявлении нарушения законности, принятие мер по их устранению является не только правом, но и обязанностью прокурора, за ним и выбор соответствующих средств реагирования. По существу, на прокурора возложено выполнение правозащитной и надзорной функций.
Именно прокурор в рамках предоставленных ему законом полномочий самостоятельно избирает те или иные меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства.
В компетенцию суда оценка целесообразности принятых прокуратурой решений не входит.
Следовательно, несогласие административного истца в апелляционной жалобе с содержанием данного Я.Л.Б. ответа от дата не может свидетельствовать о незаконности действий прокуратуры адрес Республики Башкортостан.
При таком положении, судебная коллегия считает, что нарушений прав истца допущено не было, его обращение было рассмотрено, и на него дан ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, согласно правилам ч. 2 ст. 227 КАС РФ, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Вынесенное по делу решение соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, при его вынесении не допущено, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 306, 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.Л.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Алексеенко
судьи: А.В.Идрисова
Т.Е.Фролова
справка: судья Набиев Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.