Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Созаева С.А.,
при секретаре Отарове А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Агрофирма "Роксана" ООО Гайтуркаева Х.Ш. на решение Прохладненского районного суда КБР от 02 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Агрофирмы "Роксана" ООО,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Заместителя главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР Шевченко Т.И. от 23 сентября 2014 года N 53/1, оставленным без изменения решением Прохладненского районного суда КБР от 02 марта 2016 года, Агрофирма "Роксана" ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Полагая вышеуказанные решение и постановление незаконными и необоснованными, генеральный директор Агрофирма "Роксана" ООО Гайтуркаев Х.Ш. подал на них жалобу, в которой просил их отменить.
По мнению заявителя, вменяемое Агрофирма "Роксана" ООО нарушение, а именно, отсутствие паспортов отходов I - IV класса опасности не составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В жалобе также указано, что по правилам пункта 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Заявитель полагает необоснованными выводы суда о том, что на момент проверки заявителем не было представлено документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по тем мотивам, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.
В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления в жалобе также указано, что названное общество, являясь субъектом малого предпринимательства, в силу ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" не обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ссылаясь на то, что нарушение, выразившееся в отсутствии паспортов отходов, было устранено в соответствии с выданным административным органом предписанием, Общество просит признать вменяемое ему правонарушение малозначительным, и освободить от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу Управления Росприроднадзора по КБР просит оставить без изменения обжалуемые акты как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, представителей сторон, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 8.1. КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N89-ФЗ, (в редакции, действовавшей в сентябре 2014года) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
21 августа 2014 года Управлением Росприроднадзора по КБР была проведена плановая комплексная проверка ООО Агрофирмы "Роксана" по адресу: "адрес", в ходе которой было установлено, что ООО Агрофирма "Роксана" при осуществлении своей деятельности нарушает требования законодательства об отходах производства и потребления, а именно: в нарушение статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N89-ФЗ, общество не подтвердило отнесение отходов к конкретному классу опасности; не составило паспорта на отходы.
Общество осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21 августа 2014 года за N17/1, составленным государственным инспектором Управления Росприроднадзора по КБР - Нагоевой Т.А. и актом проверки от 22 августа 2014 года N25/1, согласно которым Общество осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления, общество не подтвердило отнесение отходов к конкретному классу опасности, не составило паспорта на отходы.
Агрофирма "Роксана" ООО не оспаривает отсутствие паспортов на отходы, ссылаясь на то, что Общество не знало об их необходимости. После проведенной проверки в установленном законом порядке изготовлены паспорта и представлены в надзорный орган, копии их имеются в материалах дела.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что в ходе проведения проверки, установлен факт образования отходов производства и потребления Агрофирмой "Роксана" ООО, которой на момент проверки не представлены паспорта опасных отходов. Данные обстоятельства являются нарушением статьи 14 и 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Оставляя без изменения постановление Управления Росприроднадзора о привлечения Общества к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, суд первой инстанции исходил из того, что оно ненадлежащее исполняло требования вышеназванных федеральных законов и правомерно привлечено к ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о квалификации совершенного обществом административного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, которой, в частности, установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в связи со следующим.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Допущенное обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку нарушение экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности. Действия общества, выразившиеся в осуществлении деятельности без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке паспорта на отходы, который составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного следует признать, что оспариваемое по данного делу постановление Управления Росприроднадзора по КБР от 23.09.2014года о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ содержит неверную квалификацию правонарушения.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В данном случае санкция ст.8.2 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание чем санкция статьи 8.1 КоАП РФ, то есть переквалификация действий Общества ухудшит его положение. В связи с этим суд апелляционной инстанции не вправе переквалифицировать действия Общества.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Агрофирма "Роксана" ООО привлечено к административной ответственности с нарушением установленного законом порядка; действия Общества неправильно квалифицированы и суд апелляционной инстанции не вправе устранить указанную ошибку. В связи с этим обжалуемое судебное постановление подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Агрофирмы "Роксана" ООО дела об административном правонарушении, имели место в августе - сентябре 2014года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу истек не позднее 23 сентября 2015года (по истечении года с даты вынесения постановления Управления Росприроднадзора по КБР).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности выносится решение о прекращении производства по делу.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде КБР жалобы Агрофирмы "Роксана" ООО
срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Агрофирмы "Роксана" ООО удовлетворить.
Решение Прохладненского районного суда КБР от 02 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Агрофирмы "Роксана" ООО, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного суда КБР С. А. Созаева
копия верна:
Судья Верховного Суда КБР С.А. Созаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.