Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Созаева С.А.,
при секретаре Отарове А.М.
с участием представителя Управления федеральной миграционной службы России по КБР Дидановой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по КБР Бугова А.Х. на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 марта 2016 года, которым отменено постановление названного должностного лица от 25 ноября 2015 года N 100033, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по КБР (далее по тексту - ОИК УФМС РФ по КБР) Бугова А.Х. от 25 ноября 2015 года по делу N 100033 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" (далее по тексту - Университет, Кабардино-Балкарский Госуниверситет) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Нальчикского городского суда КБР от 04 марта 2016 года по результатам рассмотрения жалобы Университета данное постановление отменено, производство по делу прекращено за недоказанность вины Университета во вменяемом ему правонарушении.
Не согласившись с этим судебным постановлением, начальник ОИК УФМС РФ по КБР Бугов А.Х. подал на него жалобу, в которой просил его отменить и оставить жалобу Кабардино-Балкарского Госуниверситета на вынесенное им постановление без удовлетворения.
В обоснование своих требований заявитель указал, что Кабардино-Балкарский Госуниверситет, являясь приглашающей стороной гражданина Иордании Б.И.Я.М., ДД.ММ.ГГГГ, в ходатайстве о выдаче ему приглашения указал ложную цель его въезда и пребывания в Российской Федерации: "учеба".
Заявитель полагает, что указание в ходатайстве о выдаче приглашения в качестве цели его въезда и пребывания "учеба" не соответствует действительности, о чем свидетельствует заключенный между Университетом и указанным иностранным гражданином ДД.ММ.ГГГГ договор на оказание платных образовательных услуг по изучению русского языка на подготовительных "курсах".
По мнению заявителя, указав ложную цель пребывания названного иностранного гражданина в своем ходатайстве, Университет нарушил положения статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года N335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также аннулирования и выдачи визы", а также Приказа МИД Российской Федерации, МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации от 27 декабря 2003 года N19723А/1048/922 "Об утверждении Перечня цели поездок" (далее по тексту - Перечень).
В жалобе также указано, что в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 03 октября 2014 года N 1304 "Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2014 N 34732) в целях подготовки к освоению образовательной программы слушатель должен освоить дополнительную общеобразовательную программу, касающуюся изучения русского языка. По мнению заявителя, положения данного приказа возлагают обязанность на учебные учреждения зачислять иностранных граждан на подготовительное отделение по изучению русского языка вне зависимости от уровня знаний иностранного гражданина. В связи с этим, заявитель считает неправильным вывод суда об отсутствии умысла у Кабардино-Балкарского Госуниверситета на совершение вменяемого правонарушения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя Управления федеральной миграционной службы России по КБР Дидановой И.Р., прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кабардино-Балкарский Госуниверситет в лице проректора Савинцева А.П. подал в УФМС России по КБР ходатайство о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию гражданина Иордании Б.И.Я.М ... Цель поездки названного иностранного гражданина указана в ходатайстве как "учеба", предполагаемый въезд в Россию - с ДД.ММ.ГГГГ, вид визы - обыкновенная, кратность визы - однократная.
На основании этого ходатайства ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по КБР выдало гражданину Иордании Б.И.Я.М. приглашение на въезд в Российскую Федерацию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Целью поездки в приглашении указана "учеба".
ДД.ММ.ГГГГ ему выдана однократная виза ОУ (обыкновенная учебная) с целью поездки "учеба".
ДД.ММ.ГГГГ он въехал на территорию Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между Университетом и названным гражданином заключен договор N на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования по профилю - подготовительное отделение, сроком обучения "данные изъяты" год.
ДД.ММ.ГГГГ Б.И.Я.М. открыта многократная обыкновенная учебная виза на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОИК УФМС России по КБР по результатам административного расследования составлен протокол N об административном правонарушении по части 6 статьи 18.9 КоАП РФ, согласно которому Кабардино-Балкарский Госуниверситет нарушил правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а именно, как приглашающая сторона при оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию гражданина Иордании Б.И.Я.М. указал ложные сведения о цели его пребывания в Российской Федерации, указав целью въезда "учебу", а не "курсы".
Постановлением начальника ОИК УФМС России по КБР от 25 ноября 2015 года по делу N100033 Кабардино-Балкарский Госуниверситет признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемым Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 названного Закона, одним из оснований для выдачи иностранному гражданину визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральными законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25 июля 2002 года NН5-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству данной образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 25.1 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной либо визой временно проживающего лица.
В соответствии с пунктом 13 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года N 335 (далее по тексту - Положение), цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение пункта 13 Положения совместным приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 27 декабря 2003 года N 19723А/1048/922 утвержден Перечень "Цели поездок", используемый уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Согласно пунктам 63 и 64 Раздела 5 "Иностранцы, въезжающие в целях обучения в образовательном учреждении (код 005)" названного Перечня цель поездки "курсы" используют иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию с целью обучения на курсах русского языка, подготовительных отделениях высших учебных заведений, средних специальных и профессиональных учебных заведений на контрактной/договорной основе на срок до трех месяцев и на срок свыше трех месяцев, а цель поездки "учеба" используют иностранцы, прибывшие в Российскую Федерацию с целью прохождения обучения в высших учебных заведениях, средних, специальных и профессиональных (кроме военных) учебных заведениях. Причем в том и в другом случае иностранцу выдается обыкновенная учебная виза (ОУ).
В соответствии с пунктом 32 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 30 ноября 2012 года N 390, для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче приглашения без использования Единого портала приглашающей стороной в уполномоченное подразделение ФМС России, территориальный орган ФМС России предоставляется ходатайство на бумажном носителе.
Согласно пункту 32.1 названного Регламента по всем пунктам ходатайства должна быть указана полная и достоверная информация. За достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в ходатайстве, приглашающая сторона несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 18.9 КоАП РФ предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из содержания приведенной нормы следует, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ, образует именно предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России, необходимых для оформления документов для въезда в Российскую Федерацию. Субъективная сторона правонарушения характеризуется исключительно умышленной формой вины.
Между тем, ни в протоколе N100033 об административном правонарушении, составленном 23 ноября 2015 года в отношении Кабардино-Балкарского Госуниверситета по части 6 статьи 18.9 КоАП РФ, ни в постановлении начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике Бугова А.Х. от 25 ноября 2015 года о привлечении Университета к административной ответственности по указанной норме учебному заведению не вменено предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России гражданина Иордании Б.И.Я.М..
Как следует из указанных протокола и постановления, Университету вменяется указание ложных сведений относительно цели въезда иностранного гражданина, однако само по себе указание принимающей стороной недостоверных сведений при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии заведомо умышленного указания этих сведений не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, установив, что в ходатайстве о выдаче гражданину Иордании Б.И.Я.М. приглашения на въезд в Российскую Федерацию, поданном ДД.ММ.ГГГГ, Кабардино-Балкарский Госуниверситет указал известную к этому времени учебному заведению цель въезда "учеба" - получение высшего профессионального образования, что по результатам тестирования данного иностранного гражданина, проведенного уже по прибытии его в Российскую Федерацию, с ним заключен договор на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования по профилю - подготовительное отделение, срок обучения - 1 год, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что целью въезда этого иностранного гражданина в Российскую Федерацию было именно получение высшего образования, а не изучение русского языка на подготовительном отделении Университета.
Вывод судьи о недоказанности вины Университета в предоставлении заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации гражданина Иордании Б.И.Я.М. вытекает из обстоятельств, установленных по делу, и соответствует положениям частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Довод жалобы о том, что Университет был обязан до подачи ходатайства о выдаче приглашения гражданина Иордании Б.И.Я.М. установить уровень владения им русским языком и в соответствии с этим указать в ходатайстве цель его пребывания в Российской Федерации "учеба" или "курсы", не основан на положениях действующего законодательства.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства (иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 1). Иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее - квоты), а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг (часть 3). Иностранные граждане, поступающие на обучение в пределах квоты, пользуются правом на обучение на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах Федеральных государственных образовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований с выплатой указанным гражданам стипендии (часть 7). Требования к освоению дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 8).
Из приведенной нормы права следует, что иностранные граждане вправе получить высшее образование в Российской Федерации как за счет соответствующего бюджета по квоте, так и за счет средств физических и юридический лиц на основании договора об оказании платных образовательных услуг.
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки России - органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принятыми в развитие положений статьи 78 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на образовательные организации Российской Федерации обязанность по предварительному установлению уровня знания русского языка иностранным гражданином (лицом без гражданства), выразившим желание получить в Российской Федерации платное высшее образование, до подачи ходатайства о выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию не возложена.
Ссылка в жалобе на Приказ Минобрнауки России от 03 октября 2014 года N 1304 не может быть принята во внимание, поскольку данным Приказом определены требования к освоению иностранными гражданами и лицами без гражданства дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих их подготовку к обучению на русском языке по профессиональным образовательным программам, и он не содержит указания на обязательность прохождения иностранным гражданином и лицами без гражданства подобного обучения при наличии у них необходимого для обучения на русском языке по профессиональным образовательным программам уровня знания русского языка.
При изложенных обстоятельствах вывод судьи в обжалуемом решении об отмене постановления начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике Бугова А.Х. от 25 ноября 2015 года о привлечении Кабардино-Балкарского Госуниверситета к административной ответственности по части 6 статьи 18.9 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, сделан на основании правильного определения судьей всех юридически значимых обстоятельств, полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении Кабардино-Балкарского Госуниверситета, не допущено. Оснований для отмены состоявшегося по данному делу судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Нальчикского городского суда от 04 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" оставить без изменения, а жалобу начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по КБР Бугова А.Х. - без удовлетворения.
Судья С.А. Созаева
копия верна:
Судья Верховного Суда КБР С.А. Созаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.