Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Вологдиной Т.И. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Далимова Х.С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2015 года по делу N2-3677/15 по иску Далимова Х.С. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании невыплаченной части пенсии и о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения истца Далимова Х.С. и его представителя Магомедова Р.М., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика Раневой А.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Далимов Х.Б. "дата" рождения проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 29.05.1993 г. по 13.05.2013 г., был уволен в звании старшего прапорщика полиции по основанию, предусмотренному п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с должности " ... ", его выслуга лет в календарном исчислении составляет 22 года 02 месяца 05 дней, в льготном исчислении - 30 лет 04 месяца 16 дней (л.д.17-25, 26, 30).
Далимов Х.Б. является ветераном боевых действий, имеет награды, 06.10.2004 г. ему было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д.12-15).
С 14.05.2013 г. Далимову Х.Б. назначена пенсия за выслугу лет, первоначальный размер которой составлял 13.703,15 руб. (л.д.28, 50, 67-69), на декабрь 2015 г. составлял 16.458,12 руб. (л.д.52, 59).
В июле 2015 г. Далимов Х.Б. обратился в суд с требованиями о взыскании в его пользу невыплаченной части пенсии за период с момента её назначения в совокупном размере 288.433,75 руб. и компенсации морального вреда в таком же размере, просил возместить ему судебные расходы, указывая на то, что исходя из размера его денежного довольствия (оклада по должности и оклада по званию), с учетом выслуги пенсия на момент назначения должна была составлять 25.240 руб. 50 коп., недоплата составляла 11.537,35 руб. ежемесячно, орган пенсионного обеспечения продемонстрировал безразличное и оскорбительное отношение к истцу.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17.12.2015 г. в удовлетворении требований Далимова Х.С. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и принять новое, ссылается на положения ч.1 ст.43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", полагает, что правила части 2 этой статьи к нему неприменимы, и размер его пенсии должен составлять 85 процентов денежного довольствия, а не 66,78%, как рассчитано ответчиком; указывает также на необходимость повышения пенсии на 32 процента на основании ст.45 того же Закона, установления надбавки за выслугу лет в размере 40, а не 30 процентов на основании ст.25 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ст.ст.35 и 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ... ".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, надлежащим образом проверил произведенные ответчиком расчеты пенсии истца и правильно признал их соответствующими действующему законодательству.
В силу части 1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Частью 2 той же статьи (введена Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ) предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии с пунктом "а" ст.14 того же Федерального закона пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Доводы истца о неприменимости к нему части 2 ст.43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, мотивированные тем, что к моменту её введения истец имел выслугу, необходимую для назначения пенсии, основаны на неправильном толковании закона, поскольку в силу пункта 1 ст.12 Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" этот Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 года, а в силу пункта 10 той же статьи пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах Российской Федерации и увольняемым в 2012 году с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными, в частности, в определении от 24.09.2012 N 1800-О, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя, при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.
Таким образом, при назначении пенсии истцу подлежало учету его денежное довольствие в размере, существовавшем к моменту увольнения, но с ограничением этого размера в порядке, предусмотренном частью 2 ст.43 Федерального закона.
Как видно из материалов дела, пенсия истцу была первоначально рассчитана ответчиком исходя из его должностного оклада в 13.000 руб. и оклада по званию в 8.500 руб., при назначении пенсии использовался размер денежного довольствия истца с учетом ежемесячной надбавки за выслугу лет, предусмотренной ч.7 ст.2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и составлявшей 30 процента (для выслуги от 20 до 25 лет), при этом выслуга учитывалась в календарном исчислении - л.д.37-39, 43-49, 59-69.
Суд первой инстанции правильно указал, что это соответствует подпункту "а" пункта 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 N 1158, согласно которому в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды службы в органах внутренних дел, милиции, полиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников; и пункту 3 Правил, согласно которому периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом порядок учета периодов, подлежащих включению в выслугу лет на льготных условиях в целях определения размера ежемесячной надбавки, законодательством до настоящего времени не определен.
Оценивая ссылку истца в обоснование его утверждения о применении надбавки к окладам в 40 процентов (т.е. исходя из выслуги в льготном исчислении, превысившей 30 лет) на положения Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (п.13 ст.2 Закона), суд правильно указал, что этот Закон не регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел.
В силу пункта "г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Таким образом, размер предусмотренного данной нормой повышения определяется, по её смыслу, не размером фактически назначенной пенсии, а расчетным размером пенсии, указанным в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст.46 того же Закона расчетный размер пенсии (применимый в целях определения минимальных размеров пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий) устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", т.е. в размере 3.626 рублей 71 копейки в месяц (указанная статья в редакции Федеральных законов от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
С учетом изложенного суд обоснованно признал, что ответчик правильно определилразмер пенсии Далимову Х.С., первоначально назначенной исходя из расчетного размера в 56 процентов его денежного довольствия (должностного оклада в 13.000 руб., оклада по званию в 8.500 руб. и процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% - 6.450 руб.), в размере 80 процентов от этого размера ((13.000 + 8.500 + 6.450) х 0,56 8 х 0,8 = 12.521,60 руб.) и с установлением надбавки к пенсии в размере 32% от вышеназванного расчетного размера (1.526,11 руб.), а также правильно определял в дальнейшем размер пенсии при её перерасчетах.
Указание истца на то, что при первой выплате пенсии в июне 2013 г. её размер составил около 22.000 руб., а в дальнейшем был неправомерно снижен, является несостоятельным, поскольку соответствующие выплаты включали в себя сумму пенсии за июнь 2013 г. (13.703,15 руб.) и за май 2013 г. (7.956,67 руб.), а также единовременную денежную выплату ветеранам (2.225,84 руб.) - л.д.50, 71, 74.
Таким образом, решение суда первой инстанции по настоящему делу следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Далимова Х.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.