Санкт-Петербургский городской суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Кулик А.К.
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску В. о защите избирательных прав,
УСТАНОВИЛ:
В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав - оспаривает пункт 2 решения Территориальной избирательной комиссии N 9 (с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 13) (далее - ТИК N 9) от 21.06.2016 N 3-7 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата", просит обязать административного ответчика восстановить нарушенные права административного истца и воздержаться от совершения действий, направленных на ущемление его прав.
В обоснование своих требований административный истец указал, что является кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 13 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва. В соответствии с оспариваемым им решением он должен представить в ТИК N 9 не менее 4785 подписей избирателей. Указанное требование административный истец считает невыполнимым в сроки, установленные для сбора подписей избирателей, и нарушающим принцип равенства кандидатов в связи с установленным в Законе Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга) требованием о меньшем количестве подписей, необходимых для регистрации списка кандидатов.
Административный истец в суд явился, поддержал заявленные требования, пояснил, что оспариваемое решение не соответствует статье 42 Закона Санкт-Петербурга, нарушает права административного истца, установленные пунктами 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации. Кроме того, истец полагает незаконным само требование о необходимости сбора подписей избирателей для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Представитель административного ответчика ТИК N 9 и третьего лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии Г. в суд явилась, представила возражения на заявленные требования, полагая, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленной ТИК N 9 компетенции, соответствует положениям статей 36 и 37 Закона Санкт-Петербурга, не нарушает права административного истца.
Исследовав представленные доказательства, выслушав административного истца, представителя административного ответчика и третьего лица, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим отклонению, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга для проведения выборов образуются 25 одномандатных избирательных округов.
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16.03.2016 года N 140 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на 10 лет, в том числе определена территория одномандатного избирательного округа N 13.
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 378, опубликованным в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 20.06.2016 N 108 (5725), назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва на 18.09.2016 года.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-2 в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва (л.д.112-115).
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-3 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге (л.д.116-120).
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
24.06.2016 г. ТИК N 9 у В. приняты документы, представленные им для уведомления о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу N 13 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва (л.д.33-35).
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Санкт-Петербурга, пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой, в том числе, подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга.
21.06.2016 года на заседании ТИК N 9 принято оспариваемое административным истцом решение N 3-7 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата", пунктом 2 которого установлено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в ТИК N 9, должно быть не менее 4 785 и не более 5 263 подписей избирателей (л.д.93).
Решением ТИК N 9 от 16.07.2016 N 4-1 вышеуказанное решение от 21.06.2016 N 3-7 изложено в новой редакции, которой фактически внесены изменения только в пункт 1 решения, и установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 13, составляет 4785 подписей избирателей, а не 5185 подписей, как было указано в решении от 21.06.2016 N 3-7 (л.д.99)
Согласно вышеуказанной Схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16.03.2016 N 140, на территории одномандатного избирательного округа N 13 зарегистрировано 159 467 избирателей.
Соответственно, 3% от указанного количества составляет - 4 785 избирателей.
В силу пункта 3.9 статьи 38 Закона Санкт-Петербурга количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное необходимое для регистрации кандидата количество подписей избирателей, но не более чем на 10%.
Такое допустимое к превышению количество подписей избирателей по одномандатному избирательному округу N 13 составляет 478 подписей. Соответственно, максимальное количество подписей избирателей, которое может быть представлено для регистрации кандидата по указанному избирательному округу, составляет 5263 подписи.
Таким образом, следует признать, что пункт 2 решения ТИК N 9 от 21.06.2016 года N 3-7 соответствует положениям как Закона Санкт-Петербурга, так и Федерального закона, которыми установлен порядок определения необходимого количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемой части решения ТИК N 9 статье 42 Закона Санкт-Петербурга, в соответствии с которой все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, не могут быть признаны обоснованными, поскольку требования к количеству подписей, представляемых для регистрации в качестве кандидата в депутаты, выдвинутого в порядке самовыдвижения, установлены вышеуказанными положениями Федерального закона.
Не может суд согласиться и с позицией административного истца о том, что оспариваемое решение нарушает пассивное избирательное право административного истца, поскольку это решение не препятствует ему при соблюдении требований Закона Санкт-Петербурга и Федерального закона быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты и быть избранным депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Оценивая доводы представителя ответчика в части наличия у ТИК N 9 полномочий на принятие оспариваемого решения, суд принимает во внимание, что согласно статье 25 Закона Санкт-Петербурга к полномочиям окружной избирательной комиссии отнесено, в том числе обеспечение на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений соблюдение установленных федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга равных условий предвыборной деятельности.
Оспариваемым пунктом 2 решения ТИК N 9 от 21.06.2016 N 3-7 количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, порядок определения которого установлен законодателем в процентном соотношении, определено конкретными цифрами путем математического расчета и обеспечивает единообразное понимание участниками избирательного процесса требований к такому количеству подписей избирателей.
При таких обстоятельствах суд полагает, что принятие ТИК N 9 оспариваемого решения не выходит за рамки полномочий, предоставленных окружной избирательной комиссии, не нарушает права административного истца и не противоречит положениям избирательного законодательства.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с нормами Закона Санкт-Петербурга, регулирующими спорные отношения. Вместе с тем, эти нормы воспроизводят положения Федерального закона, которые являлись предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 334-О).
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В. в удовлетворении административного искового заявления о защите избирательных прав - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.