Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Оконешниковой М.М.,
судей Матвеевой М.К., Скакуна А.И.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием прокурора Минеевой Э.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 25 апреля 2016г., которым по делу по иску прокурора Нюрбинского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Нюрбинский район" РС (Я) о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения путем установки пандуса при входе в здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сардаана", расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, г.Нюрба, ул. Чусовского, д.25,
постановлено:
Исковые требования прокурора Нюрбинского района РС (Я) - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района "Нюрбинский район" РС (Я) обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения путем установки пандуса при входе в здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сардаана", расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, г.Нюрба, ул. Чусовского, д.25 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Нюрбинского района обратился в суд с указанным иском к администрации муниципального образования.
В обоснование своих требований указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сардаана" не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение отменить ввиду отсутствия финансирования, а также предоставления крайне малого срока для исполнения судебного акта.
В возражении на жалобу, прокурор полагает решение подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу п.5 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
При этом, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктами 3.9, 3.14, 3.32, 5.2.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2011 N 605, и введенным в действие с 01.01.2013 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0, 45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Высота порога или перепад высот пола дверного проема не должен превышать 0, 014 м.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, установив, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сардаана", отсутствуют, удовлетворил заявленные требования прокурора и возложил обязанность на администрацию муниципального района устранить допущенные нарушения путем возведения на входе в здание образовательного учреждения пандусов и поручней для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, в том числе инвалидов, в вышеуказанное здание.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда об оборудовании объекта социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в связи с отсутствием финансирования на эти цели не может служить основанием к отмене решения, поскольку не влияет на правильность выводов суда; данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 25 апреля 2016г. по делу по иску прокурора Нюрбинского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Нюрбинский район" РС (Я) оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Оконешникова М.М.
Судьи Матвеева М.К.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.