Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Оконешниковой М.М.,
судей Матвеевой М.К., Скакуна А.И.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием прокурора Минеевой Э.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 25 апреля 2016 г., которым по делу по иску прокурора Нюрбинского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Нюрбинский район" РС (Я) о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения путем установки пандуса при входе в здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N8 "Северяночка", расположенного по адресу: ...
постановлено:
Исковые требования прокурора Нюрбинского района РС (Я) - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района "Нюрбинский район" РС (Я) обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения путем установки пандуса при входе в здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N8 "Северяночка", расположенного по адресу: ... , в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Оконешниковй М.М., заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Нюрбинского района обратился в суд с указанным иском к администрации муниципального образования, указав о том, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N8 "Северяночка" не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно пандусами, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение отменить ввиду отсутствия финансирования, а также предоставления крайне малого срока для исполнения судебного акта.
В возражении на жалобу прокурор полагает решение подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу п.5 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
При этом, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктами 3.9, 3.14, 3.32, 5.2.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2011 N 605, и введенным в действие с 01.01.2013 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0, 45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Высота порога или перепад высот пола дверного проема не должен превышать 0, 014 м.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, установив, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N8 "Северяночка" отсутствуют, удовлетворил заявленные требования прокурора и возложил обязанность на администрацию муниципального района устранить допущенные нарушения путем возведения на входе в здание образовательного учреждения пандусов и поручней для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, в том числе инвалидов, в вышеуказанное здание.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда об оборудовании объекта социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в установленные сроки в связи с отсутствием финансирования на эти цели не могут служить основанием к отмене решения, поскольку не влияют на правильность выводов суда.
Так, в силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 25 апреля 2016 г. по делу по иску прокурора Нюрбинского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Нюрбинский район" РС (Я) оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Оконешникова М.М.
Судьи Матвеева М.К.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.